Что символизирует и зачем нужен колокольный звон в церкви? О чем звонит колокол Когда звучат колокола в церкви.

Даже людей, далеких от Церкви, колокольный звон поражает благозвучием и духовной силой. Что уж говорить о верующих христианах, которым звук колокола не просто тешит слух, но и призывает к молитве.
Об истории колокольного звона в Первопрестольной, о сегодняшнем положении дел наш разговор с председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем КОНОВАЛОВЫМ.

– Начнем с разговора о том, как звонили на Руси в далекие и не очень годы.
– В молитве на освящение колокола мы слышим: «Да услышавше вернии раби Божии глас звука сего кампана в благочестии и вере укрепятся». Эти слова как нельзя точно отражают сакральный смысл колокольного звона – призывать и укреплять в молитвенном подвиге верующую душу. Поэтому колокольный звон для наших благочестивых предков был не только неотъемлемой частью богослужения, но и его важнейшей составляющей. Историки утверждают, что колокола пришли на Русь вместе с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, который вывез из Херсонеса Таврического «сосуды звенящие», то есть колокола. Колокола были в храмах Киева, Новгорода, Полоцка, Смоленска и в других городах Древней Руси.
Безбожная власть прекрасно понимала значение колоколов для Церкви. Поэтому антирелигиозный удар пришелся в том числе и на них. Множество колоколов было безжалостно сброшено вниз с высоты колоколен, исковеркано, переплавлено. Но даже в эти жестокие годы сохранились звонницы, которые до сих пор являются украшением не только Русской Церкви, но и всего мира.
Настоящие сокровища – это сохранившиеся колокола-гиганты в Московском Кремле. Среди них Большой Успенский колокол весом 65 тонн, колокол Реут – около 30 тонн, Семисотный (Великопостный) колокол весом 13 тонн и многие другие шедевры русских литейщиков. Чудом Господним полностью сохранились колокола Успенской звонницы в Ростове Великом, Софийского собора в Вологде, собора Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Пе­тер­бурга. Это почти все, что осталось из когда-то бесчисленного множества колоколен и колоколов великой России.
Милостью Божией после восстановления нормальных отношений между Церковью и государством ситуация начала меняться к лучшему. Ярким примером может быть восстановление колокольных звонов воссозданных столичных соборов: Казанского на Красной площади и Храма Христа Спасителя. При этом на Казанский собор были подняты колокола из-под сцены Кремлевского дворца съездов. Для Храма Христа Спасителя был создан особый подбор колоколов, включающий в себя таких гигантов, как Царский колокол весом 31 тонну, Святительский весом 18 тонн и прочие большие подзвонные и зазвонные колокола. Поэтому колокольное дело, слава Богу, не умерло, но развивается. Но и здесь есть свои проблемы.
– Понятно, что колокололитейное производство – дело непростое…
– Да, оно требует высокой квалификации, большой выдержки и несокрушимого терпения. Это редкие качества. Заказчик легко может попасть на недобросовестную фирму, которая за умеренную плату будет готова отлить все, что угодно. Колокола таких деятелей изобилуют высокорельефными изображениями, хорошо отполированы. Но обычно это великолепие не соответствует качеству.
– Из какого материала должен быть отлит хороший колокол?
– Настоящая колокольная бронза – это сплав чистой меди и чистого олова без каких-либо примесей.
– А серебро?
– Ненужная лигатура (добавка – «ПМ»). Почему-то считается, что с серебром колокол будет звучать лучше, но это совсем не так. Настоящий колокол отливают из сплава колокольной бронзы, содержащей около 20 процентов олова и 80 процентов меди. Примеси должны быть минимальны.
Второе по порядку, но не по значимости условие благозвучия колокола – чертеж профиля, который образует конфигурацию стенок колокола. Важны также и другие качества: разностенность по горизонтали, армирование маточника и многое другое. Как говорили мастера в старину, «наш колокольный профиль мы держим в секрете».
– Что еще надо знать при заказе и отливке колокола?
– Важным моментом является соразмерность колокола и храма. Странно выглядят колокольчики (по-другому их и не назовешь) на высоченной звоннице или огромный благовестник на хлипком деревянном помосте.
Будущему заказчику при выборе колокололитейного завода я порекомендовал бы меньше ориентироваться на трескотню в интернете. Существует целая паутина специализированных сайтов, с которых пройдохи перепродают чужую продукцию от своего имени. Полезнее посетить соседние храмы с налаженным звоном, расспросить известных звонарей и специалистов в области церковной музыки.
– А как можно научиться звонить в колокола?
– Школами различных направлений при храмах сейчас уже никого не удивишь, среди них есть и звонарские. И здесь надо быть осторожными. Совсем недавно я был приглашен к одному из московских викариев, который задал мне вопрос об одной из звонарских школ при колокольном заводе. Школа просила содействия владыки.
В ответ я выразил удивление дерзостью просителей, которые без основательной базы «смиренно» возлагают на себя труд обучения всех колокольному звону, взимая немалую мзду с учащихся. Если будущий звонарь действительно желает получить знания и развить практические навыки он, взяв благословение, может направиться в любой храм, где существует приличный подбор колоколов и хорошие звоны. Ему никогда не откажут, помогут и словом, и делом. Можно обратиться и к нам в Храм Христа Спасителя. Мы тоже поможем и покажем, притом совершенно безвозмездно.

Александр Владимирский

Пример Устава для Вашего храма (монастыря).
Составитель — Илья Дроздихин, 2008 год.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

12 колоколов производства ООО «Мастерская Ильи Дроздихина» размещены на звоннице храмового комплекса (монастыря), состоящей из 3-х пролетов и предназначены для осуществления уставных звонов.

В соответствии с русской традицией и классической системой развески колокола разделены на 3 группы: зазвонные (4), подзвонные (5) и благовестники (3).

Благовестники используются в соответствии со знаком службы и делятся на:
6000 кг – Праздничный колокол. (365 пудов)
3250 кг – Воскресный колокол. (200 пудов)
1640 кг – Будничный колокол. (100 пудов)
826 кг – Постовой колокол. (50 пудов)

Звоны следует совершать в соответствии со знаком богослужения или по благословению настоятеля.

УСТАВНЫЕ ЗВОНЫ

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

СПИСОК ЗВОНОВ

1. Звоны будничные.
2. Звоны полиелейные и воскресные.
3. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.
4. Звоны Великого поста.
5. Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.
6. Звоны на Пасху и в Светлую седмицу.
7. Нерядовые звоны годичного круга.
8. Встреча архиерея.
9. Звоны на венчание.
10. Звоны на отпевание.

1. Звоны будничные.

Вечерня и Утреня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с будничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с будничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с будничным колоколом.

2. Звоны полиелейные и воскресные.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: трезвон с воскресным колоколом.

Звон к Евангелию: трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

3. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколов.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с праздничным колоколом.

4. Звоны в Великий пост.

Утреннее богослужение будних дней:

Перед Третьим часом – 3 удара в постовой колокол.

Перед Шестым часом – 6 ударов в постовой колокол.

Перед Девятым часом – 9 ударов в постовой колокол.

Перед Вечерней (если совершается Литургия Преждеосвященных Даров) – звон «в двои» .

По окончании: звона нет.

Вечернее богослужение будних дней:

Пред Великим повечерием: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постовой колокол.

По окончании: звона нет.

Литургия Иоанна Златоуста:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия Василия Великого:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

5. Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.

Сырная седмица:

В среду и пятницу – звоны по великопостному чину – благовест

По окончании: звона нет.

Прощенное воскресенье:

К Вечерне: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

Вынос Креста:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом

Вынос Креста: во время Креста – перезвон , по положении Креста в середине храма – трезвон с постовым колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Великий Четверг:

Перед Утреней: за 5 минут до начала – благовест

Перед чтениями Евангелий: удары в воскресный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением — 1 удар , перед 2-м — 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий — краткий трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Великий Пяток:

К Царским Часам: благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий» с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Вынос Плащаницы:

Перед Вечерней: за 5 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Спасителя – перезвон , по положении Плащаницы в середине храма – трезвон с воскресным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон , по положении Плащаницы – трезвон с воскресным колоколом.

6. Звоны на Пасху и в Светлую седмицу

Пасхальная Литургия:

Полунощница: во время Полунощницы — редкий благовест в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – перезвон .

После Пасхального начала: во время вхождения хода в Храм – трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная Вечерня Светолой Седмицы:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия Светлой Седмицы:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – трезвон с праздничным колоколом, во время остановок трезвон прекращается.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

7. Нерядовые звоны годичного круга.

Богоявление Господне:

На Всенощном Бдении

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Освящение воды: во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Звон на Воздвижение Креста Господня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Креста: во время Креста – перезвон , по положении Креста в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

Успение Пресвятой Богородицы:

Перед Вечерней: за 10 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон , по положении Плащаницы в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон , по поставлении Плащаницы – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

8. Встреча архиерея.

Перед прибытием архиерея – редкий благовест (с промежутком 20-25 сек) в благовестник соответствующий знаку богослужения.

При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения до входа архиерея в храм (дом причта).

При отъезде архиерея трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения.

9. Звоны на венчании.

После таинства Венчания: при выходе из храма молодоженов совершается трезвон

10. Звоны на отпевание.

После обряда отпевания: при выходе процессии из храма совершается перебор от маленького колокола до большого с последующим ударом «во вся», по отъезде процессии – краткий трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

С незапамятных времен колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нем свои песни. Во время Великой Отечественной Войны колокольный звон был тревожным и грозным, призывая людей собраться с силами и дать отпор фашистским захватчикам. В народе в таком случае говорили: «звонят в набат».

В церкви принято звонить в колокола трижды: к заутренне, к обедне, а также к вечерней службе. Это время суток традиционно считается самым благоприятным для занятий магией. Например, будут иметь успех ритуалы, направленные на избавление от головных болей и от болей в суставах рук. Но для этого больной должен сам быть на колокольне и звонить в колокола. Самое лучшее время для подобных манипуляций - вся неделя перед праздником Пасхи.

Колокольный звон и магия

Время колокольного звона хорошо подходит и для ритуалов по изгнанию бесов из человека или из его жилья. Сам ритуал проводится так. Семь раз прочитайте молитву «Отче наш», а после этого семь раз скажите такой заговор. «Дух нечистый, я связываю тебя именем Иисуса Христа и Силою Святого Духа в моем теле (доме). Вон из моего тела (дома)! И не возвращайся больше никогда! Благодарю Тебя, Господи». После этого нужно выпить три глотка свяченой воды, протереть ею лицо и прочитать молитву «Живые в помощи».

Данный ритуал рекомендуется выполнять в течение семи дней, во время ритуала должна гореть свеча. Чтобы энергетически очистить жилье, нужно свечой окурить все жилье, в том числе и хозяйственные помещения. Огонь имеет свойство сжигать плохую, «черную» энергию.

Время колокольного звона также может использоваться пасечниками для успешного разведения пчел. С этой целью нужно отбить небольшой кусочек колокола или соскрести с него немножко медной пыли, завернуть ее в бумажную салфетку и держать на своей пасеке. Во время самого первого удара колокола нужно прочитать такой заговор.

«Умоюсь я, раб Божий (имя), в утреннюю зарю утренней росою, очерчу себя безымянным пальцем и скажу: «Как слышит всяка тварь Божия церковный звон, так и вы, пчелы мои, смиритесь, роитесь, плодитесь, жало убирайте, в избытке мед давайте». Будьте, мои слова, все полны: которые переговорены, которые недоговорены - все по своим местам, крепки, лепки отныне и до веку. Аминь».

Воздействие колокольного звона на организм человека

Ясновидящие утверждают, что во время колокольного звона распространяется очень мощная энергия. Этот звук по степени вибрации идентичен вибрациям материи тонкого мира, и оказывает животворное действие на человека.

Звон колоколов создает светлое радостное настроение. Он заставляет людей задумываться над смыслом бытия и изменять свои душевные качества. Звон колоколов имеет удивительную силу, которая попадает в самое сердце.

Легенды и действительность о колокольном звоне

Как гласит предание, колокольный звон избавлял людей от негативной энергии и даже эпидемий. Исследуя звук колокола ученые доказали, что в пространстве колокола образуется положительная энергия. Благодаря своей силе и мощи звон лечит душу и тело человека, восстанавливает его энергетику, гармонизирует психическое состояние и укрепляет физическое здоровье. Кстати, давно замечено, что звонаря не страдают от простудных заболеваний.

Во время звучания колокола окружающее пространство наполняется энергией добра и любви. Ученые установили, что звуковая волна распространяется в форме креста. Колокол является генератором энергии ультразвукового диапазона, его звон стерилизует пространство. Подобный эффект присущ только живому звуку. Благодаря такому эффекту в доме, где часто происходят ссоры, рекомендуется слушать аудиозапись колокольного звона, так как он очищает пространство от негативной энергии.

Звон колокола и аура человека

В результате исследований было доказано, что звучание колокольного звона восстанавливает биополе человека. Ученые зарегистрировали увеличение площади биополя, и его симметричность между правой и левой частью тела человека. Кроме того, звучание колокола приумножает вибрацию, как окружающего пространства, так и тела человека. В результате этой особенности происходит растворение негативной энергетики, которая имеет низкую вибрацию - она размельчается и выводится из энергетического поля человека.

Русские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что колокольный звон, воздействуя на энергетическую систему человека, активизирует его чакры, в результате чего увеличивается энергетический потенциал организма. Звучание колокола способствует нормализации обменных процессов в организме и деятельности сердечнососудистой системы, избавляет от стрессов, которые сопровождаются бессонницей, страхами и депрессией, восстанавливает вегетативные функции.

Замечено, что молитвы, прочитанные во время звучания колокола, действуют значительно эффективнее. Поэтому целители советуют людям, заботящимся о собственном благополучии, как можно чаще слушать колокольный звон.

Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.

«Издревле для того, чтобы собрать людей на молитву, использовались какие-то инструменты, которые могли извлекать сильный звук. Церковь по замыслу была призвана собирать народ целого города. Вначале возникновения христианства на верующих были гонения, они собирались тайно и никаких сигналов о том, что они собираются на молитву они подавать не могли. А потом, когда христианство стало религией государственной, то тогда, чтобы призвать народ к молитве, появился колокол, который со временем усовершенствовался, появилось мастерство отлива колоколов. Говорят, в Звенигороде был колокол, который слышался за много-много верст вокруг. Подбор колоколов там характеризовался как малиновый звон с сильным и мелодичным звуком. Так что колокол призван созывать большое количество людей на церковную молитву, поскольку церковное богослужение должно быть соборным, то есть всеобщим. Колокол призывает всех людей прийти и воздать хвалу Богу всем вместе в храме Божием», — говорит священник Александр Ильяшенко .

Каким бывает колокольный звон?

Согласно летописям, на Руси существовал своеобразный способ звона. Русские колокола давали звук не посредством раскачивания самого колокола вместе с языком, а посредством ударов подвижного языка в неподвижный колокол. Такая отличительная особенность придает русскому церковному звону особое звучание. Помимо манеры раскачивания характерный звон в православных церквях придает определенное количество колоколов. Издавна вошло в обычай снабжать каждую колокольню набором колоколов от самых маленьких до самых больших размеров. А в числе требований колокольного звона кроме ударов в один колокол были также перезвон и трезвон, которые возможны только с колоколами различного размера, веса и звука.

По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие церковной жизни отмечается в конкретный день церковного календаря. Существует несколько видов звона:

Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Такой звон может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные).

Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Во время перезвона сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.

Колокольный звон может быть совершенно разным: торжественным, радостным, грустным, возвещать о беде, наступлении праздника, говорить о начале богослужения, и приглашать людей в храм. Считается, что колокольный звон создает в окружающем пространстве особые вибрации, которые обладают целительной и очищающей силой. Когда звонят колокола, душа человека меняется в лучшую сторону, он приобщается к Богу и обращается к нему с молитвой. Таким образом, можно сделать вывод, что колокольный звон является молитвой, преобразованной в звук.

На заре возникновения христианства к церковным служителям было предвзятое отношение. Их считали слугами темных сил и всячески преследовали. Понятно, что в таких условиях о колоколах не могло быть и речи. Верующие собирались тайно, и так же тайно молились. Но прошли годы, и христианство получило мировое признание. Священнослужителям уже не нужно было прятаться, и они стали созывать людей на службу колокольным звоном.

Колокола отливали в специальных мастерских. Каждый такой колокол был уникален, и имел свое оригинальное звучание. Различны были и их размеры. Колокольный звон наполнял окружающее пространство и был слышен на многие километры вокруг.

Вы, наверняка, знакомы с таким выражением, как малиновый звон. Он характеризовался мягким звучанием и приятным тембром, и в этом отношении походил на сладкую и нежную ягоду. Более грубый и невероятно мощный звук издавал большой церковный колокол. С его помощью людей созывали на богослужение, предупреждали об опасности, пожаре и т д. При этом характер церковного звона всегда отличался.

На Руси, чтобы заставить колокол звучать, звонарь раскачивал находящийся внутри его язык, который, ударяясь о внутреннюю поверхность колокола, заставлял его звучать. При этом стиль колокольного звона мог быть совершенно разным. Все зависело от сложившейся ситуации, характера действий звонаря, количества колоколов и их размера. Так, например, при использовании карийона можно было получить оригинальную колокольную мелодию.

По характеру колокольного звона можно определить, какому событию он соответствует. Так, например, одиночные редкие удары получили название благовеста. Как правило, такой тип колокольного звона свидетельствует о начале службы в храме, а также о начале Литургии или же чтении Евангелия.

Одновременный звон нескольких колоколов называется трезвоном. Он возвещает о праздничном богослужении.

Сочетание благовеста и трезвона называется перезвоном. К такому колокольному звону прибегают при освещении воды, а также в дни Храма.

Поочередные удары во все имеющиеся колокола, начиная с самого большого, называются перебором. Он свидетельствует о скорби по умершему человеку.