Исследовательская работа по шорскому костюму. Шорский национальный женский костюм Шорский национальный костюм

Шорку Таяну ТОРЧАКОВУ (сценическое имя) из Междуреченска с детства интересовала культура и традиции своего народа. Поэтому она и поступила в педагогическую академию на кафедру шорского языка в Новокузнецке. Исследуя родную культуру, девушка увлеклась изучением национального костюма. Это так её затянуло, что она решила связать свою жизнь с созданием шорских нарядов. Таяна сама выступала как модель, а в 2006 г. организовала свой театр национальной моды «Алас». В него с удовольствием ходят шорские девочки, которых Таяна учит демонстрировать наряды и показывать самобытную шорскую культуру на праздниках и конкурсах.

Создавать костюмы Таяна начала с женских нарядов. А первое платье девушке приснилось. Во сне Таяна стояла и пела прямо на вершине горы Айган (священная родовая гора). На девушке был сказочно красивый костюм. Проснулась Таяна одухотворённая, с осознанием, что будет творить и прославлять свой народ. Творчество началось с того самого женского платья, а сегодня в её коллекции и мужская, и детская одежда. Её платья уже побывали на конкурсах в Москве, Турции, Норвегии и Америке. Кстати, на счету дизайнера уже не одна заслуга. В 2013 г. Таяна привезла из Москвы сразу два гран-при, в этом году на конкурсе этномоды «Полярный стиль» женщина заняла второе место в номинации «За инновации в пошиве современной этнической одежды».

«На самом деле очень сложно показать на сцене и уж тем более создать национальный костюм, ведь нужно передать дух и культуру народа. Шорский народ не был богатым, поэтому костюмы шорцев отличались простотой. Но я часто заимствую идеи из эпоса, добавляю «красок», чтобы ярче выразить художественные образы и настроение», - говорит Таяна.

Каждый дизайнерский наряд уникален. Фото: Из личного архива

Правда, как признаётся дизайнер, часто каждый свой костюм приходится буквально отстаивать, ведь не всегда старшее поколение готово принять новую трактовку национальной одежды. «Новая мода, авторское видение традиционной одежды для нашего народа ещё в новинку, не все могут это принять. И это понятно. Особенно тяжело было в первое время, когда театр только начинал свою работу. Тогда практически все мои костюмы подвергались жёсткой критике. Но дизайнер должен идти в ногу со временем, следить за модой. Тем более есть определённые требования для конкурсов, которые тоже нужно соблюдать. Поэтому трансформация традиционной одежды неизбежна. Я, например, часто играю с цветами, с кроем, с национальным орнаментом. Сейчас ругать стали меньше. Думаю, повлияли мои заслуги, ведь нашу одежду высоко оценивают на областных, российских и даже международных конкурсах», - рассказывает Таяна. Кстати, сама женщина часто и в повседневной жизни носит свою «осовремененную» национальную одежду.

Костюм для молодёжи

Светлана АЧОЛОВА, хореограф из Новокузнецка , руководит театром этнической моды и танца «Элерган», о создании которого задумалась ещё в 2014 г. До этого времени девушка руководила танцевальным ансамблем. «Я поняла, что у нас, шорцев, много хороших музыкальных и танцевальных коллективов, талантливых писателей и поэтов, поэтому о творчестве нашего народа все знают. И это здорово! Но мало кто знает о нашей национальной одежде. Так у меня и у нашего дизайнера Сергея Кискорова родилась идея создать этнотеатр», - рассказывает Светлана.

Кстати, название для театра выбрано неслучайно. «Элерган» в переводе с шорского - «гора, растущая вверх». Это как бы говорит о том, что театр - это ещё один шаг к созданию новой моды, к продвижению национальной идеи. Необычность этого театра в том, что здесь совмещены танцы и народные костюмы. Модели (прежде всего это шорские студентки) национальными танцами представляют национальные наряды. Но танец всегда рождается уже после рождения костюма. «Невозможно придумать танец до того, как мы увидим платья. Ведь каждое из них уникально, поэтому и представление для него нужно своё. Например, сейчас Сергей работает над новой коллекцией, которая будет основана на легендах и сказаниях. Только после того, как коллекция будет готова, мы сможем сделать номер. Его «продиктует» настроение одежды», - говорит Светлана.

Кстати, «Элерган» - ещё совсем молодой театр. Дебют его состоялся в феврале этого года на фестивале «Звуки Шории». Коллекция театра тогда заняла первое место. «Мы стараемся придерживаться традиций. Например, используем традиционный орнамент, обязательные элементы - головной убор, пояс. Сохраняем цветовую гамму, соблюдаем её символику. Например, белый цвет символизирует чистоту, синий - здоровье и добрые помыслы. Но, конечно, добавляем и современные мотивы. Например, в свадебное платье Сергей добавил пышности и венчиков, в вечернее платье - шлейф для грациозности. Платья наши обычно бывают в пол, хотя в повседневной жизни шорки такие наряды, конечно, не носили. Это было неудобно. Часто у жюри бывают к нам вопросы о «нововведениях». Но мы всегда говорим, что мы - молодое поколение, нам нужна новая мода», - уверена Светлана.

Придём к национальной моде

Виктория Агафонова

Виктория АГАФОНОВА, член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена», хоть и не шорка по национальности, но тоже увлечена национальной шорской одеждой. В этом году совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области» она разработала модель национального женского костюма. «Ко мне обратилась представитель организации Анна Тунекова и попросила сшить ей костюм для участия в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2016».

Времени для творчества у меня было много. Анна меня не торопила, за что я ей благодарна. Мы обсуждали с ней каждый элемент. В итоге получился прекрасный наряд, который высоко оценили в Москве. Правда, в самом конкурсе поучаствовать не удалось, потому что она вошла в состав жюри», - рассказывает Виктория.

«Шорианка» - сплетение традиций и современности. Фото: Из личного архива

Название для нового наряда придумали сразу: «Шорианка». Это платье в пол из красной полушерстяной ткани, длинные рукава оторочены мехом сибирского соболя. Виктория вручную расписала платье красками золотого цвета и оформила чёрными и золотыми стразами. Рисунок для оформления дизайнер выбрала по мотивам татуировок Укокской принцессы. Серьги, браслеты, нашейные и налобные украшения сделаны из бисера. Теперь в планах у Виктории Агафоновой - создать целую коллекцию национальных шорских нарядов. «Конечно, традиционная национальная одежда сегодня меняется. Но это, на мой взгляд, не страшно, ведь есть современность, в которой живём мы, в которой растут наши дети. Было бы странно, если бы они одевались так, как одевались их предки несколько веков назад. Наоборот, даже хорошо, что этническая мода не стоит на месте, ведь только в развитии она будет жить. Уверена, что совсем скоро мы придём к тому, что не только шорки или телеутки, но даже и русские девушки будут повседневно носить одежду в этностиле. Кстати, уже сегодня он набирает обороты», - уверена дизайнер.

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18»

Кукла

в национальном

костюме

коренных народов

Кузбасса

с региональным компонентом.

Учитель ИЗО

Ленинск-Кузнецкий

Технологическая карта урока

Чернова Марина Федоровна

Место работы

МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Должность

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Темы и номера уроков в теме

4 четверть (4)

Мода, культура и ты. Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Базовый учебник

Изобразительное искусство. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменског. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Тип урока: изучение и нового материала

Класс: 8

Урок № 30

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Задание: Выполнить куклу в национальном костюме коренных народов Кузбасса

Цели для ученика

Познакомиться с особенностями костюма телеутов Выполнить куклу в национальном костюме.

Задачи

Образовательные:

Собрать информацию о народном костюме телеутов

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память, речь, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

Расширять кругозор, интерес к национальной культуре

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока : у рок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины: : костюм, телеуты, тошток, чампар, телен, очкор, тагайа, чарык

Зрительный ряд: таблицы с национальным орнаментом телеутов, презентация преподавателя, готовая кукла,

Литературный ряд : Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.

Оборудование для учащихся : гуашь или восковые мелки или фломастер, карандаш, ножницы, клей, кисти, бумага, ткани.

1 Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы [Текст] / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.

2 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г Издательство Русское слово

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Введение в тему (2-3 мин.)

Решение ребуса [прил.№1]

Как называются коренные народы Кузбасса? Где проживают.

Решают ребус. Слово «костюм»

Личностные УУД сформированность уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

3.Восприятие учащимися учебными материалами (7-10 мин.)

Показывает презентацию. Знакомит с особенностями национального костюма телеутов[прил.№2]

Сравнивают телеутский костюм с русским национальным женским костюмом.

Отвечают на вопросы:

Какие особенности костюма телеутов вы узнали? Какие элементы русского женского костюма вы знаете? Что общего в этих костюмах и чем они отличаются? Какие новые слова узнали и что они обозначают?

Предметное УУД

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе

4.Подготовка к практической работе (3-5)мин

Формулирует задание «Выполнить по шаблону куклу в национальном костюме»

Предлагает:

1.Вырезать куклу по шаблону;

2. Рассмотреть орнаменты в таблицах;[прил. №3]

3.Оформить шаблон материалами по выбору (гуашь, мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги, коллаж из ткани);

4. Собрать куклу

Выбирают материал для практической работы

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей,

фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности,

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

5.Практическая работа(15-20)мин

Показ работы с элементами шаблона.

Показ вариантов готовых кукол.

Выполняют работу индивидуально

6.Рефлексия деятельности на уроке (3-5)мин

Подводит обучающихся к выводу о особенностях национального костюма телеутов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выделяет оригинальные куклы.

Оценивание работ одноклассников

Познавательные УУД

Уметь определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения

Перечень оборудования Компьютер, проектор

Список информационных источников 1.Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст]; учеб. пособие./Д.В. Кацюба - Кемерово, КемГУ,1991- с.128-139.

2.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] Этнографические очерки В.М. Кимеев - Кеме­ровское книжное издательствоД989. -с. 103-106.

«Программа духовно-нравственного развития» - Воспитание. Литературное чтение. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Основные направления. Совместная деятельность. Раздел «География». Рекомендации. Окружающий мир. Задачи эстетического воспитания. Примеры из русской и зарубежной литературы. Обучающие тексты. Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития.

«ООП ФГОС ВПО» - Определение состава учебных тем. Алгоритм определения специальных компетенций бакалавра. Таблица для формирования предметных модулей. Содержание дисциплин. Составляем таблицу-матрицу компетенций. Осознает социальную значимость. Традиционное структурирование программы подготовки специалиста. Компетентностная модель выпускника.

«Программа развития основной школы» - Успешная адаптация учащихся. Увеличение охвата детей системной внеучебной деятельностью. Основные задачи программы. Качественное усвоение государственных стандартов образования. Основные проекты программы. Увеличение доли выпускников, поступающих в ВУЗы. Воспитательный потенциал образовательного процесса.

«Классный час «Профориентация»» - Телепередача. Возможность обрести новых друзей. Набор для вышивания. Подсчитайте количество баллов. Новые профессии. Хорошие знания. Свободное время. Новогодняя ночь. Классный час по профориентации. Результаты опроса. Трубочист. Неприкаянность. Возможности иметь интересную профессию. Истинное сокровище для людей.

«Пособия по патриотическому воспитанию» - Иллюстрации выполнены на мелованной бумаге. В приложении содержатся извлечения из важнейших государственных и ведомственных документов в области воспитания. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. «Государственные символы Российской Федерации».

«Соц. педагог» - Роли социального педагога. Что ожидаем. Работа с семьей (опека, патронат, приемная). Социально-психологическая служба. Социальный паспорт школы. Цель деятельности социального педагога. Дети, пропускающие занятия без уважительных причин. Социальная помощь. Профилактическая деятельность. Направления деятельности.

Всего в теме 2329 презентаций

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными видами орнамента шорцев;
  • Развить умение применять свои знания, полученные на уроке на практике;
  • Привить эстетический вкус и любовь к прекрасному.

Необходимо подготовить раздаточный материал: карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. На доске схемы орнаментов воротников шорцев.

Схемы 1.

У северных народов свое представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего рукодельница, расторопная и экономная хозяйка, заботливая мать.

Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в мешочек для рукоделия – тутчан. В тутчане могло храниться и "находилище для шьющих" - игольница. Даже отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с тутчаном, он может понадобиться в любой момент. Невозможно себе представить шорскую женщину без дела, ее руки всегда заняты. И нет, наверное, более сложной и кропотливой работы, чем шитьё одежды. Женщина является и носительницей орнаментальных традиций.

Орнамент – мощный пласт сегодняшней культуры шорского народа. Он богат и многогранен. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности северных народов, - культу огня, различным явлениям природы – человек обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствуя себя частицей этого большого мира. У шорского народа орнаментом украшались одежда, орудия труда охоты, утварь, курительные трубки, чехлы для ножей, сумки и др. предметы быта. Орнамент наносился на предметы из ткани, дерева, бересты, кости, рога, кожу и др.

Орнаментальные мотивы на различных предметах делятся на 3 группы:

  • геометрические;
  • растительные;
  • животные.

На женских поясах чётко просматривается геометрический орнамент. В геометрическом орнаменте широко использовались таки фигуры, как треугольники, прямоугольники, зигзаги, окружности, просто линии с соблюдением строчной симметрии.

Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта.

Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Прежде чем вышивать орнамент, надо научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента. (Работа с раздаточным материалом схемы 2).

Когда на трафарете-схеме построен узор, можно подбирать цвет ниток “мулине” для выполнения вышивки в цвете.

Схемы 2.

а) трафареты-схемы

б) эскизы рисунка

в) готовые узоры

Схемы 3. Вышивка.

При выполнении орнамента чаще всего используются счётные швы: роспись или полукрест, набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобелен.

Вышивку можно выполнять на корсажной ленте, ленте-канве и использовать потом как вышивку для одежды, браслет, закладку для книг.


дополнительного образования


Кемерово 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества Заводского района» города Кемерово

на городское научное соревнование «Юниор»

Номинация: Культура

Шорский халат«Кендырь»

Голубева Софья, Жукова Дарья, 5 класс,

творческое объединение: «Моделирование и конструирование

Научный руководитель:

Ворошилова Н.И., педагог

дополнительного образования,

МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Кемерово 2016

Введение

В последнее время в России ежегодно стали проводить мероприятия, посвященные традиционной культуре народа. Многие священные места шорского народа были восстановлены. Проведена большая работа по изданию шорского фольклора. Но несмотря на все это все же нужно признать, что шорский народ относится к категории исчезающих в нашей стране.

Сегодня шорцев относят к коренным малочисленным народам России и с каждым годом их численность, к сожалению, становиться все меньше. Современные шорцы - это обычные жители России, которые, как и многие другие люди нашей страны получают образование, строят карьеру. Некоторые из них даже занимают должность депутатов в областных органах власти. Это в свою очередь дало толчок тому, что в России стали финансироваться программы по поддержке этого малочисленного народа.

В городах начали работать кружки по изучению родного языка, шорская культура постепенно стала возрождаться. Сейчас существует множество шорских ансамблей, которые выступают с песнями на шорском языке и традиционными шорскими танцами. Так же полностью были восстановлены традиционные народные костюмы шорцев .

В Центре творчества Заводского района тоже есть творческое объединение «Конструирование и моделирование одежды», где мы в месте с руководителем изучаем костюмы разных национальностей. Нас заинтересовал шорский костюм, и мы предложили руководителю по подробнее изучить, как и из чего древние шорцы шили шорский национальный костюм. Так возникла исследовательская работа «Изготовление шорского халата- кендырь».

Цель: Знакомство с национальной одеждой коренных жителей Кузбасса – шорцев.

Задачи:

    Собрать информацию о народном костюме шорцев - халат-кендырь.

    Изготовить национальный шорский костюм - халат-кендырь.

    Презентовать шорский народный костюм - халат-кендырь.

В ходе нашей работы были использованы следующие методы:

    Анализ источников информации;

    Сравнение;

    Обобщение полученных данных.

    Шорский национальный костюм

Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холодит тело.

У шорцев мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи «кунек», штанов «штан» и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, обувью шорцев служили галоши «чарык» и кожаные сапоги «удук» с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат». В начале ХХ в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства. Женщины носили платки, мужчины шапки. Повседневная одежда отличалась простотой, и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.

Одевали на охоту

На домашнюю работу,

На прогулку, в огород,

И носили круглый год.

Одним из наиболее орнаментируемых изделий являлась женская распашная одежда халаты «кендырь» именуемым по названию растения, из волокон которого делали ткань. Женщины ткали кендырный холст из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Ткань была довольно грубой, но носилась долго. Халаты выкраивались более объемными, их стан состоял из двух прямоугольных полотнищ, перегнутых пополам по линии плеч, рукава выкраивались прямоугольной формы, пришивались прямо к основе без проймы. Ниже рукавов пришивались клинья трапециевидной формы, расширяющей к низу, что обеспечивало удобство при ходьбе.

Халат этот шьется без подкладки длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании, но носятся и нараспашку. Все операции по шитью производились вручную. Ткань раскраивалась острым ножом, сшивали с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Для вышивки нитки красили, чтобы получить разные цвета использовали листву цветов, их корни и цветки. Допустим цветы пижмы использовали для получения желтого цвета, корни кандыка- для красного. Воротники халатов состояли из двух прямоугольных полос ткани, углы были округленными обшивались кантом, на воротнике вышит орнамент из геометрических элементов в виде зигзага, где две зигзагообразные линии изображаются пересечёнными друг с другом, таким образом образуются ромбы. Ромб у шорцев является причастным к объектам природы относящимся к разряду почитаемых. Отделочной тканью обшивались края полок халата, при этом орнамент мог не совпадать по своим

мотивам с декором воротника. Орнамент на полках халата включал мотивы арки, зигзага, круга. Элемент круга достаточно широко представлен в декоративном искусстве шорцев. Круг означает целостность, единство, непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полный луны. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга соответственно близка к нему по семантике-обе являются отражением культа небесных светил. На обшлагах рукавов вышивался один из мотивов шорцев- зигзаг с петлей в изломе, как элемент символа почитаемой горы со светилом в вершине. Непременным элементом костюма шорцев, который орнаментировался, были пояса. Как и воротники пояса кур шились двухслойными, декор составлял орнамент из зигзагов и пришитых пуговиц, пуговицы по своей круглой форме являлись носителями оберега тельной семантики. Такие пояса не завязывались на талии, а охватывая ее широкой полосой, застегивались с помощью пуговиц и воздушных петель. Кимеева, 1994.

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Голову повязывали платком, складывая его треугольником, один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом, платок обычно ситцевой с узором размером 80*90см или 65*86с.

Рис1.Шорский национальный

костюм

В узоре платков преобладали красные и желтые цвета. Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями- ушными накостными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные шёлковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. Незамужние девушки заплетали косы в одну (три-пять-семь) косичек (обязательно нечётное количество кос).

У девушек косы оканчивались накостным украшением «чинча»- жгутами, сплетёнными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. Всё украшение свито очень прочно и тщательно, при ходьбе украшения издают своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов . Кимеева, 1994

На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные надевали на шею ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов.

Ушными украшениями считаются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет.

Серьги «ызырга» делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти- шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки.

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

Рис 2. Серьги «ызырга»

С ХХ века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился.

Только сапоги «удук» из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины- охотники в таёжных посёлках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Рис 3. Шорские сапоги «удук»

    Технология изготовлении шорского халата «Кендырь»

Для изготовления национального шорского халата понадобились следующие материалы:

1.Ткань габардин

2.Тесьма – вьюн

3.Швейная машина

4.Гладильная доска, паровой утюг.

5.Ручная игла №3, булавки, ножницы, напёрсток.

6.Нитки хлопчатобумажные №40- для машинных работ, №60- для ручных работ.

7. Сантиметровая лента, линейка закройщика, мелок. Приложение 1, рис.3.

3. Последовательность изготовления изделия

    Для того что бы сшить такой халат, мы сделали выкройку.

    Перенесли детали выкройки на ткань.

    Произвели раскрой.

    Приступили к пошиву изделия.

    На воротнике, планке, обшлагах и поясе вышили орнамент с помощью тесьмы.

    Пришили готовые детали воротника и планок к полочке халата, края обработали косой бейкой.

    Горловину спинки обработали обтачкой.

    Сшили плечевые швы.

    К рукавам пришили готовые обшлага, затем рукава пришили к основе.

    В боковые швы вставили косые клинья.

    Подшили низ изделия.

    Обработали пояс.

    После выполнения всей работы произвели чистку изделия (обрезать все нити) и ВТО (влажно тепловую обработку.)

Заключение

Целью нашей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

В результате нашего исследования из источников информации мы много узнали о шорском народе. Мы собрали информацию о народном костюме шорцев и изготовили шорский халат-кендырь.

Передо нами возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Так же нам была оказана помощь Кимеевой Татьяны Ивановны кандидат культурологии, доцент кафедры музейное дело, руководитель отдела этнографии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Она нам предоставила информацию об истории шорского костюма, мы посетили мастер-класс, на котором студенты факультета истории и международных отношений демонстрировали создание женских украшений (серьги «ызырга»).

За основу своего изделия халат «кендырь» мы взяли образец выставочного женского халата из музея КемГУ.

В итоге нашей работы мы изготовили шорский халат-кендырь.

Список литературы

    Кимеева,Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев [Текст]/ Т.И. Кимеева, В.М. Кимеев// Шорский сборник. Историко- культурное и природное наследие Горной Шории. –Кемерово. Кузбассвузиздат, 1994.

    . – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.

    . – Коренные народы Севера. Шорцы.

Приложение1



Рис 1, 2. Шорский халат «Кендырь»


Рис 3. Раскрой шорского халата