«Яръ»: история со вкусом. "Я шел по рельсам в Бабий Яр": история выжившего ребенка "Горечь и боль"

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве. Основанный в 1826 году и перестроенный в 1910, он сохранил атмосферу начала XX века и изысканную русско-европейскую кухню.

«Яръ» всегда был одним из самых популярных ресторанов, известных не только в России, но и в Европе. Савва Морозов, Пржевальский, Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер - далеко не полный список именитых гостей ресторана.

В конце ХХ века здесь был восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески на потолке и стенах, во внутреннем дворике заработал фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого Театра.

Театр

Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» - ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж». Программа состоит из 14 номеров: хореографические и акробатические этюды, русские, европейские и этнические танцы (фламенко, цыганские, арабские). На сцене меняются времена года и страны - звучат русские мотивы, которые сменяют зажигательные испанские ритмы, переходящие в хореографические миниатюры в стиле фильма «Кабаре» Боба Фосса.

Терраса

Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX века.

Свадьбы и мероприятия

Для проведения свадебного мероприятия на 50-60 человек подходит зал «Зеркальный» с огромными зеркалами и камином. В ресторане есть еще один зал - основной, выполненный в стиле «ампир», в котором могут свободно разместиться 160 человек. Этот зал имеет стационарную сцену, свет и звук, все это сдается в аренду, исходя из райдера артистов, за дополнительные деньги.

Большой зал закрывают под свадьбы за 400 000 рублей, в которые входит банкет, алкоголь и чаевые.

Зеркальный зал

Проведение банкета обойдется в 3500 рублей на человека плюс стандартные 10 % чаевых. У ресторана есть свой кондитерский цех, так что торт здесь могут испечь любой, также есть возможность специальной подачи и сервировки банкетных блюд. Сцены здесь нет, свет и звук необходимо завозить, но при рассадке 50-60 человек остается достаточное количество места для программы и танцев.

Ресторан сам регулярно проводит программы на достаточно хорошем уровне, поэтому здесь имеются гримерки.

Ресторан пользуется популярностью у молодоженов, несмотря на некоторую «советскость», которая встречается у персонала, это вполне удачное место для организации свадебного торжества.

В девятнадцатом веке в Европе было весьма модно отправляться на отдых в Россию. В ресторанах Лондона и Парижа изюминками меню были блюда славянской кухни. Постепенно жители Старого Света стали открывать в России и свои харчевни. Люди посещали такие заведения не только с целью усладить свой организм яствами и напитками, коих предлагалось множество, но и предаться развлечениям различного рода. Вместе с великим разнообразием блюд национальной кухни в ресторанах с русским характером выступали танцоры кабаре, радовали слух посетителей музыканты, певцы и чтецы.

Двухвековая история

Ярким примером успешного ведения бизнеса являлся в то время, да и на данный момент является тоже, ресторан «Яръ» (Москва). Фото этого заведения зачастую украшают страницы путеводителей по столице. Это место знают не только коренные жители города, но и туристы. Свое существование данное заведение начало в 1826 году. Основателем этого ставшего довольно быстро популярным места являлся Транкиль Яр. Именно его фамилия и стала названием заведения. Весь европейский бомонд воздавал честь и хвалу этому месту, являвшему собой отличный пример самобытной культуры древнего народа. Знаменитое славянское гостеприимство, обилие разнообразных блюд на любой вкус, великолепная программа — все это сделало ресторан «Яръ» самым известным заведением в столице.

Излюбленное место интеллигенции

Изначально этот «рай для гурмана» был излюбленным местом встреч элитной прослойки Москвы. Здесь проводили вечера купеческие дети, фабриканты, крупные лавочники. Практически каждый вечер в зале можно было встретить представителя культуры. Антон Павлович Иванович Куприн, Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Иванович Шаляпин, и даже Александр Сергеевич Пушкин не раз посещали ресторан «Яръ», выбирая его из множества аналогичных заведений города. Из меценатов своим присутствием это место почитал Савва Тимофеевич Морозов.

В начале двадцатого века для России настали трудные времена. Революции, стачки, восстания, войны — народ и власть строили социализм. В ходе политических событий многие а также и прочие заведения, где собственниками являлись зарубежные лица, были национализированы. Практически каждое учреждение с иностранным капиталом было закрыто. Не обошла печальная участь и ресторан «Яръ». Место встреч высоких чинов и богатых купцов приостановило свою деятельность. Вскоре в здании, где лепниной украшены своды, а фресками и витражами — окна, была размещена гостиница «Советская».

Высокий статус

Через некоторое время было решено восстановить былое великолепие популярного места. Уникальная и неповторимая атмосфера была возрождена. Архитектура и дизайн вновь наполнились новой жизнью. Ресторан «Яръ» стал ярким напоминанием «гуляющей» Москвы девятнадцатого века. Это заведение продолжает свою работу уже непосредственно под крылом гостиницы «Советская». Та, в свою очередь, является одним из самых успешных и комфортабельных отелей столицы. Здесь зачастую снимают номера иностранцы. Хвалебные отзывы зарубежных гостей, посещающих ресторан, поддерживают высокий статус заведения не только в Москве, но и далеко за ее пределами.

Возвращаясь к истокам

По мнению многих гостей, «Яръ» предлагает «самую русскую кухню». Кроме того, заведение это едва ли не единственное в городе, где сохранен выдержанный и одновременно помпезный интерьер буржуазной столицы девятнадцатого века. Услужливый персонал, отличное меню, великолепная программа являются хорошим поводом для того, чтобы посетить этот «гурманный рай». Как и в былые времена, публика ресторана довольно различная. Здесь часто мелькают представители культуры и шоу-бизнеса, бизнесмены и светские личности. А за соседними столиками наслаждаются вкусными блюдами самые обычные семьи и влюбленные парочки.

Внутреннее убранство и расположение

В Москве имеется огромное количество ресторанов, но вряд ли какой-нибудь из них может сравниться с рассматриваемым заведением. После повторного открытия здесь была восстановлена не только традиционная для того времени кухня, но и полностью весь интерьер, до малейших деталей. Высокие потолки украшены витиеватыми фресками. Аналогичные элементы декора можно встретить и на стенах. В центре главного зала сверху размещается огромная люстра с многочисленными подвесками. Малахитовые колонны, высоченные зеркала и многочисленная позолота — современные дизайнеры сделали все возможное, дабы вернуть некогда популярному месту не только былую славу, но и архитектуру стиля ампир. Из главного помещения можно пройти во внутренний дворик, где перед глазами предстает восхитительная панорама, венцом которой является фонтан, сотворенный по подобию фонтана Большого театра. Несколько залов, каждый из которых представляет собой исторический экспонат, — все это ресторан «Яръ».

Адрес этого заведения довольно известен: он расположен на Ленинградском проспекте, в центре пересечения двух станций метро: Белорусская и Динамо. От подземных поездов к заведению можно добраться на любом виде общественного транспорта. Если же посетитель прибыл на собственном автомобиле, он может свободно оставить своего «железного коня» на бесплатной стоянке.

Главное помещение

Как было уже сказано выше, ресторан «Яръ» разделен на три зала. Первый, самый большой из имеющихся, носит одноименное заведению название. Архитектура этого помещения позволяет без проблем узнать, что такое помпезный и яркий ампир. Зал способен вместить 150 человек. Поэтому для большого празднества данное место подходит просто великолепно. Примечательно, что в зале «Яръ» в наличии имеется также сцена, где размещается различного рода аппаратура. Как правило, именно тут собирается большая часть публики. Ежедневная шоу-программа, скорее напоминающая театральные выступления, — это также ресторан «Яръ». Отзывы посетителей позволяют думать, что вопрос развлечения клиентов находится не на последнем месте у администрации заведения. Парящие под потолком девушки, неординарные и яркие шоу, выступления музыкальных коллективов и танцоров кабаре, цыгане и маги — программа довольно многообразна и широка.

Другие комнаты

Вторым залом, который также имеется внутри ресторана, является VIP-помещение под названием «Зеркальный зал». Его название как бы намекает посетителю о наличии Однако мало кто в самом деле ожидает, что зеркал будет множество. Благодаря их правильному размещению помещение кажется весьма большим. На самом деле «Зеркальный зал» может вместить полсотни человек. В качестве дополнительного элемента интерьера здесь располагается камин, придающий помещению нотку домашнего уюта. Для более раскрепощенных посиделок ресторан предлагает лобби-бар, в котором легко размещается сорок человек.

Кроме внутренних помещений, «под крылом» заведения уютно расположилась и носящая название «Яра». Она работает лишь в теплое время года. Терраса размещается во внутреннем дворике ресторана. Ее изюминкой является великолепный фонтан. Здесь каждый предмет навевает воспоминания о Советском Союзе: журналы «Юность», забытые на столах, романсы Вертинского, доносящиеся из старого патефона, тихая атмосфера...

Блюда современности и исторические напоминания

Кухня заведения славится своей изысканностью и традиционностью. Вместе с тем шеф-повар частенько балует публику своими новыми шедеврами. В меню можно найти как расстегаи, и так и лобстеров с креветками. Бефстроганов, нежнейшая телятина, оленина и свинина, фуа-гра, картофель по-деревенски и грибы в горшочках — каждый может выбрать себе блюдо по вкусу. Кроме стандартного и постоянного меню, имеются и сезонные обновления. В жаркий день вам предложат освежиться с помощью клюквенного морса, а зимним вечером — согреться за бокалом искристого выдержанного вина или чашки глинтвейна. Средняя стоимость заказа на одного человека находится в пределах 3000 рублей.

Аналоги

Стоит отметить, что не только в Москве имеется ресторан «Яръ». Коломна также может похвастаться наличием заведения с аналогичным именем. История этого места не уходит в позапрошлое столетие. Кухня вполне стандартная и включает в себя русские и европейские блюда. Посетители отмечают низкий уровень обслуживания, что, согласитесь, весьма непозволительно, хотя бы из уважения к прославленному имени московского заведения.

Еще один город, где размещается ресторан «Яръ», — Краснодар. Здесь клиентов радуют не только обслуживанием, но и весьма вкусными блюдами. Интерьер и атмосфера также находятся на самом высоком уровне.

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов населения, в основном евреев, и советских пленников, проводимых немецкими войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по информации из разных источников, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

Бабий Яр находится в северно-западной части Киева, между кварталами Лукьяновка и Сырец.

  • Впервые упоминается под нынешним названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (укр. «баба»), располагавшегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV-XVIII веках также попадались названия «Шалэна Баба» и «Бісова Баба».
  • В 1869 году неподалеку от Бабьего Яра основали Сырецкий военный лагерь. В 1895 на территории лагеря была заложена Дивизионная церковь, разрушенная после революции. На месте этой церкви позднее находился вход в Сырецкий концентрационный лагерь.
  • В 1870 году территория на юге Бабьего Яра была использована под строительство Лукьяновского кладбища, которое закрыли в 1962 году. В настоящее время территория кладбища является заповедной зоной
  • В 1891-1894 годах рядом с Бабьим Яром было основано Новое еврейское кладбище. Его закрыли в 1937 году и окончательно уничтожили во время Второй мировой войны. Сохранился лишь маленький фрагмент кладбища, оставшиеся захоронения были позже перенесены на Берковецкое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом


24 сентября на Крещатике НКВД подорвало два дома, где устроились представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары устраивались и в следующие дни, было разрушено около 940 крупных зданий. Нацисты расценили это как повод для ликвидации еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу - расстрел. По городу было расклеено более 2 тысяч объявлений. Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Были собраны также и представители некоторых других нацменьшинств

В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик. Выстрелы специально заглушались музыкой и шумом самолёта, кружившего над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землёй.


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей.За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеляпри участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием Петра Захвалынского (сам Захвалынский никакого отношения к этим расстрелам не имел, так как прибыл в Киев только в октябре 1941 г.; в 1943 г. его убили немцы) расстреляли в этом овраге 33 771 человек - практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941-1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которым немцы приказали сжигать тела в 1943 году, утверждали о 70-120 тысячах.


Кроме того, на месте военного лагеря частей РККА был открыт Сырецкий концлагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики, военнопленные и другие. 18 февраля 1943 в нём были расстреляны трое игроков футбольной команды «Динамо» - участников « »: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

Всего в Сырецком концлагере погибло не менее 25 000 человек. Отступая из Киева и стараясь скрыть следы своих злодеяний, нацисты в августе - сентябре 1943 успели частично уничтожить лагерь, вырыли и сожгли на открытых «печах» множество трупов, кости перемалывались на специально привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по всему Бабьему Яру. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств. После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)


Энергетика у этого места была ужасной, постоянно происходили происшествия. В 1950 городские власти приняли решение залить Бабий Яр жидкими отходами близлежащих кирпичных заводов. Овраг перекрыли земляным валом, чтоб не допустить затопления жилых районов. Особенности вала и пропускная способность дренажа не соответствовали даже минимальным нормам безопасности. Утром в понедельник 13 марта 1961, из-за сильного таяния снега, вал не устоял под напором воды, и в результате селевой поток высотой до 14 метров хлынул на Куренёвку. Жижей залило площадь более 30 гектар, уничтожено более 30 зданий, разрушено трамвайное депо им. Красина.
Памятник жертвам Куренёвской трагедии , открытый в марте 2006 года


Информация о катастрофе подвергалась жесткой цензуре, её масштабы сильно преуменьшались. Многие жертвы были специально похоронены на разных кладбищах в Киеве с указанием других дат и причин смерти, а часть тел так и не нашли под огромной толщей пульпы. Согласно официальному сообщению комиссии по расследованию причин трагедии, авария погубила 145 человек. А вот современные исследователи Куренёвской катастрофы утверждают, что на самом деле количество жертв составило около 1,5 тысяч человек. Этот эпизод в истории Бабьего Яра называют Куренёвской трагедией.


Побывавший на месте трагедии Евгений Евтушенко написал своё знаменитое стихотворение «Бабий яр», ставшее основой 13-й симфонии Шостаковича. Лишьв 60-е годы в советской прессе опубликовали первые упоминания о массовых расстрелах в Бабьем Яре. В 1966 году в журнале «Юность» напечатали сокращенную версию документального романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но выпуск романа отдельным изданием так и не состоялся. После побега Кузнецова за границу экземпляры журнала с главами романа были изъяты из всех библиотек. Полностью роман вышел в России уже после развала Союза

###Страница 2

После катастрофы работы по заполнению яра продолжались и дальше. Вместо земляной дамбы была возведена бетонная, проложена новая дренажная система и приняты более жесткие меры безопасности. Часть пульпы, выплеснувшейся на Куренёвку транспортировалась самосвалами назад для засыпки яра. Позже через заполненные отроги яра была проложена дорога с Сырца на Куренёвку (часть нынешней улицы Елены Телиги) и устроен парк

В 1965 объявили закрытый конкурс на лучший памятник жертвам Бабьего Яра. Представленные проекты не понравились властям, и конкурс закрыли, а в октябре 1966 в сквере в южной части оврага был установлен гранитный обелиск, где только 10 лет спустя все-таки поставили памятник. Открытие памятника встретили жесткой критикой за пределами СССР, потому что о евреях не было сказано ни слова

В начале 1970-х годов на месте Нового еврейского кладбища были построены корпуса телецентра


24 марта 2001 здание старого кинотеатра им. Юрия Гагарина, находившегося на месте Дивизионной церкви, было передано Украинской Православной Церкви с целью создания Сырецкого мемориала (в него вошли собор Пресвятой Богородицы, музей, памятник и кинолекторий)

Помимо памятников, упомянутых выше, в Бабьем Яре также находятся:

Менора - памятник казненным евреям в виде меноры. Установлен 29 сентября 1991, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена Дорога скорби.


Памятник расстрелянным детям. Открыт 30 сентября 2001 напротив выхода из станции метро «Дорогожичи»


Крест в память расстрелянных православных священников. Установлен в 2000 на месте, где 6 ноября 1941 были расстреляны архимандрит Александр и протоиерей Павел, призывавшие население к борьбе с фашистами

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.

И еще ряд памятников:

  • Стелла в память остарбайтеров, установлена в 2005.
  • Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 душевнобольным.
  • Крест в память немецких военнопленных.
  • Памятник работы неизвестного автора, представляющий собой три креста, сваренных из железных труб, с надписью на одном из них «И на этом месте убивали людей в 1941 Господи упокой их души».

Долгое время ведётся дискуссия о создании памятника расстрелянным здесь цыганам

Рестораны появились в Петербурге и Москве лишь в третьем десятилетии XIX века, став символами заграничного шика. Легендарный ресторан «Яр» появился в Москве первым и так и остался непревзойдённым, разбавив заведение в стиле запада чисто восточным разгулом. Популярность «Яра» продолжала расти, и, достигнув пика в 1910-е годы, канула в бездну вместе с дворянской и купеческой Россией, для того, чтобы возродиться через столетие.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."

А.С. Пушкин

История легендарного «Яра» начинается с 1826 года, когда на Кузнецком мосту в доме купца Шаванна «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах» (современный адрес: Кузнецкий мост, 9 – ред.). Так было заявлено в газете «Московские ведомости».

Стоит ли говорить, что это совершенно не соответствовало действительности? Даже завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза зерна, а жареная пулярка (жирная, откормленная курица-гриль, приготовленная по специальному рецепту) тянула на 25 руб. серебром - сумму, равную месячному бюджету семьи среднего достатка. А ведь одну курицу на ужин в «Яре» не закажешь.

Россия 19-го века активно перенимала западные технологии, умело адаптируя их под собственные реалии и нередко этой самой адаптацией занимались обрусевшие иностранцы. Название «Яръ» не имеет ничего общего с оврагом, ресторан был основан иностранцем, французом Транкилем Ярдом, в 1826 году, и унаследовал фамилию своего родителя. Место на Кузнецком мосту было выбрано бойкое: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.

Ресторан Транкиля Ярда посещали известные люди, он был в полном смысле слова элитным местом. Здесь проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. В «Яре» в полной мере чувствовался «дух времени», легендарный ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю. Завсегдатаями «Яра» были Савва Морозов и Гиляровский, заходили сюда Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин и Распутин.

Пушкин упомянул любимый ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»: «..и с телятиной холодной трюфли «Яра» вспоминать..». В мемуарах «Былое и думы» литератор Александр Герцен вспоминал, как он с приятелем ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные».

Несмотря на чудовищную дорогозивну, «Яръ» очень скоро стал законодателем мод в ресторанном мире. Старое скромное помещение перестало вмещать всех желающих, и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж. Однако сад Эрмитаж так же не мог вместить всех желающих посетить «Яръ». К тому же здесь не было простора для широты размаха и воплощения всех идей. «Яръ» переезжает последний раз - на Петербургское шоссе.

Сейчас это начало Ленинградского проспекта - престижный, почти центральный район, а тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки - все в «Яръ».

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем были самые красивые и голосистые. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям - удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения - делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Осечки случались редко.

«Кто не помнит знаменитого Яра с его супом a la tortu из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, – писал в 1858 году журнал «Москвитянин», – с его бивстексом, с труфлями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять труфелей было больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

В 1871 году «Яръ» становится собственностью купца Федора Аксенова и в последующие десятилетия поражает современников оригинальностью и масштабом купеческих кутежей. Представьте себе раскрытый рояль, полный до краев водой, в которой плавают рыбки - так в «Яре» подгулявшие купцы играли в аквариум. На удовлетворение прихотей здесь денег не жалели. Более того, старались изобрести что-нибудь эдакое, чего до этого не делал никто: это был вопрос престижа. Рассказы о купеческих причудах передавались из уст в уста с оттенком удивления и восхищения, становились легендами, оседали в анекдотах и мемуарах.

Постепенно в «Яре» сформировался своеобразный прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей стоило, к примеру, 120 рублей, запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, «Яръ» от такого разорения только богател: вся обстановка предусмотрительно страховалась на солидные суммы. Гость платил «за удовольствие», страховая компания - за ущерб.
Официанты тоже не были обижены - чаевые, если гость был доволен, раздавались пачками.

Каждый сходил с ума по-своему - кто-то приходил в «Яръ» не иначе как в сопровождении ручной тигрицы, кто-то поил дам шампанским из бокала с горстью бриллиантов на дне, и за всем этим наблюдал довольный хозяин, умевший грамотно подстегнуть богачей и наживавший на этом разгуле огромные барыши.

Продолжая вкладывать в «Яръ» деньги, Аксенов предпринимает глобальную перестройку здания. Ресторан должен был стать настоящим дворцом с зимним садом, фонтанами и бассейнами, оснащенным по последнему слову техники. Для «Яра» была заказана уникальная мебель, проект уже был запущен но... неожиданная смерть помешала воплощению наполеоновских планов Аксенова.

В 1895 г. «Яръ» достается выходцу из крестьян-ярославцев, Алексею Акимовичу Судакову. Ярославские крестьяне издавна уходили на заработки в московские трактиры и рестораны. Так что Алексею Акимовичу, несмотря на 27-летний возраст, опыта было не занимать: начинал он мальчиком в чайной, затем дорос до хозяина трактира. Судаков не загубил дела своих предшественников, более того, именно при нем «Яръ» стал самым знаменитым рестораном России стоимостью без малого в триста тысяч рублей.

В 1910 году "Яръ" наконец перестроен: из скромного деревянного дома он превратился в роскошный дворец с колоннами. Здание было перестроено знаменитым архитектором, работающим в стиле модерн - Адольфом Эрихсоном. Дореволюционный «Яръ» был великолепен и эклектичен: помимо Большого и Малого зала в имперском стиле в «Яре» существовали отдельные кабинеты в мавританском, русском и французском стилях.

Кабинеты были рассчитаны как на высоких гостей, так и на публику попроще. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. «Яръ» с «погребами и садами» занимает уже целый квартал. При нем образуется небольшой поселок, в котором живет армия служащих.

В начале ХХ века ресторан первым завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто в любое время суток. В «Яре» вели учет именитым клиентам: на входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах, и к концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями. Пресса сообщала, что новое здание ресторана «превзошло всякие ожидания по богатству и даже роскоши отделки, а главное – по огромному вкусу и изяществу выполнения. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им видать среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску».

Достопримечательностью заведения был огромный резервуар с осетрами и стерлядью, откуда клиент мог выбрать рыбу для приготовления фирменного блюда. «Любитель отварной осетрины подходил к бассейну, – вспоминал современник, – указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывали к вырезу. Если совпадал, значит – рыба та! Без обмана».

Небывало великолепный «Яръ» просуществовал всего несколько лет. В 18-м году Судакова забрали прямо из «Яра» суровые люди в кожанках. Больше хозяин «Яра» в свой ресторан не вернулся. Победивший пролетариат с ожесточением сбивал лепнину, грузил на телеги роскошную обстановку и замазывал роспись на стенах - «Яръ» перестал существовать.

С 1918 по 1952 годы в здании ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом лётчика. В 1952 году к зданию ресторана по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир (сейчас - отель "Советский"). А в 1952 году, после более 30 лет забвения, вновь открылся ресторан. Правда, называться он стал «Советский», но по-прежнему оставался элитным – здесь бывали только самые-самые. Ресторан в разные годы посетили премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, премьер-министр Индии Индира Ганди, правительственные делегации иностранных держав, известные артисты и другие.

В новую Россию ресторан «Советский» пришёл в весьма плачевном состоянии. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию «Яра», возрождая его былую славу. На сегодняшний день полностью восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработали люстра 1912 г. и светильники 1952 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Медленно возрождаются и традиции, правда, пока современные купцы так не самодурствуют. Впрочем, поживём – увидим…

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru