Желание отомстить психология. Как отомстить обидчику — умные способы мести на недостойное поведение людей

Отношение к мести в нашем обществе разнится в зависимости от воспитания, менталитета, религии.

Единого отношения к этому чувству никогда не будет - как не будут едиными ценности, мировоззрение и принципы в нашем мире.

Я не претендую на истинность собственного суждения о том, что мести не место в жизни, если ты стремишься к счастью и гармонии, достатку и успеху. Я лишь хочу разобраться,почему, как и зачем возникает месть и что она дает нам.

Не секрет, что решение мстить - импульсивное. Оно основано на ярких и даже острых собственных чувствах. Хотя за внешнюю основу мы всегда принимаем обстоятельства и поступки других.

Явная, сразу заметная основа мести , то, почему я хочу мстить - это нанесенный мне ущерб , который вызывает ранящее чувство небезопасности. Предательство, подстава, унижение - всё это отражение факта разрушенных личных границ . Мне неприятно, противно и жутко от того, что кто-то решил за меня, против моей воли.

Некто сделал что-то изменившее меня, мою жизнь не в ту сторону, куда я планировал. Меня использовали как инструмент для получения собственной выгоды. Со мной обошлись, как с неодушевленным предметом. Нарушили мои планы, нанесли мне урон, отобрали моё и присвоили себе, возвысились за счет меня.

Столкнувшись с подобным обращением, мгновенно возникает желание мстить .

Зачем?

Самые простые и очевидные ответы будут такими - я хочу:

свести счеты - пусть тот, кто это сделал, испытает тоже, что и я; пусть он чувствует себя также, пусть он окажется в таких же обстоятельствах, пусть хлебнет столько же;

возмездия - путь он понесет кару, наказание; я хочу расплаты, я хочу, чтобы он вернул, компенсировал мне то, что отобрал, то, что, возможно, заставил меня отдать;

справедливости - я хочу наказания за содеянное против меня; я тоже хочу наказать его, чтобы нам досталось поровну, чтобы он почувствовал тоже, что и я.

По сути, все мои "зачем" содержат в себе требования оплатить мне мой ущерб . Теперь я жажду залатать ту дыру, которая образовалась за счет другого. Потому что именно он стал причиной образования этой дыры, этой раны.


Теперь опустимся чуть глубже и попробуем посмотреть, за счет чего я планирую залатать эту дыру. Что я хочу получить от мести? Вот я отомстил, что мне будет от этого? И здесь я говорю об ощущениях, к которым мы стремимся, которые мне кажутся вполне достижимыми благодаря совершенной мести.

Первое, что я хочу испытать, это торжество. Ощущение достигнутой цели, выполненной задачи дарит радость и подъем, прилив сил.

За торжеством, если признаться себе в этом, идет ощущение власти - над человеком, ситуацией… и в финале над своими пакостными чувствами. Возникает ощущение, что я с ними справлюсь, как только отомщу. Потому что я планирую вернуть себе силу и достоинство.

Про торжество вроде бы все понятно. Поставил цель, пришел к цели, взял цель - удовлетворение, радость, подъем. Я герой. Ясно и логично. Но только цель, которой я достигну - она в будущем (или в настоящем, если я сейчас в процессе). Прошлое - неизменно по событиям, оно всё равно останется со мной.


С ощущение власти уже не все так очевидно. Очень как-то иллюзорно получается . Получить реальную власть над другим человеком, подчинить его целиком - с внешними проявлениями, с волей, с поступками решениями, с обстоятельствами и условиям… с его будущим. Это возможно? Ощутить момент влияния на него здесь и сейчас - да, можно. Захватить власть над ним - возможно ли?

Власть над ситуацией? Какой? Я ощущаю лишь мгновение власти. И это мгновение совсем не над той ситуацией, над которой мне хотелось бы властвовать, если быть до конца честным перед собой. Ведь ущерб, нанесенный мне, произошел в прошлом, а не сейчас, когда я мщу.

Месть - это борьба и попытка исправить прошлое, присвоить себе власть над ситуацией, которая уже случилась. Это попытка сделать себя в той, прошедшей уже ситуации главным, важным, сильным. Но возможно ли это? Ведь прошлое уже случилось, его не исправить.

И, наконец, освобождение от тяжести. От какой тяжести на самом деле я хочу избавиться? Облегчение от чего так жажду получить? Чтобы ответить на это вопрос, придется заглянуть внутрь себя, еще глубже. А делать этого ой, как не хочется, потому что там:

  • обида
  • горечь
  • злость
  • отчаяние
"Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит" - прекрасное выражение Пьера Корнеля. Ставя себе цель отомстить, я надеюсь на то, что благодаря этому моя злость и обида покинут меня. Но происходит ли это? Возможно ли освободится от горя, отчаяния и ощущения униженности там в прошлом, отомстив сейчас? Испытав торжество и минутное ощущение власти уже совсем в другой ситуации, в другом времени?

Это как замазать некрасивый прыщ на лице. Видно становится меньше. Может быть, даже совсем не видно. Но ощущения жжения, покалывания, зуда, раздражения всё равно остаются . Мои первоначальные чувства никуда не уходят.

Могу ли я вновь выстроить собственные разрушенные границы, переведя фокус внимания на другого человека, его судьбу, его чувства и обстоятельства? Вряд ли. В момент, когда я трачу силы на другого человека - а именно это происходит в процессе планирования и реализации мести - восстановить стены своего дома я не могу. Я занят другим, не собой.

Гнев, который я вкладываю в месть, позволяет мне не чувствовать остального спектра эмоций, который донимает и делает больно. Ровно до тех пор, пока я не остыну. Тогда ветер сквозь дырки в стенах моих границ снова будет морозить мне кости и холодить душу. Я останусь ровно с тем же, что было при мне до мщения.

Месть позволяет приобрести новые смыслы. Но эти смыслы не про меня, а про другого. Они несут силы не мне, а другому. Они не приносят мне материалы для заделывания дыр, а создают дыры в доме другого. Они не созидают, а разрушают. И не важно, что разрушают они не мой мир, а чужой. В моем мире от этих смыслов теплее и устойчивее не становится - это важно. Вместо того, чтобы тратить силы и время на восстановление собственных границ, своего дома - я трачу последнее на другого.

Тяжелый путь - окунуться, прочувствовать и, наконец, отпустить всё то, что я испытываю. Он долгий и болезненный. Созидать всегда сложнее, чем разрушать. Созидая, я не могу точно рассчитать, что получится, когда и какими силами. Разрушая, я точно знаю, что цель будет достигнута, могу ее спрогнозировать. Выбор всегда за нами - строить свой дом или разрушать чужой.

Успех - лучшая месть (М.Дуглас)

Мы живем в мире, так сказать, не идеальном. В нем вместе с замечательными и образцовыми качествами, например добротой, состраданием, присутствуют и такие, как зависть, жадность, месть. В этой статье автор попытается раскрыть, почему месть — это блюдо, которое подают холодным, как говорится в знаменитой итальянской пословице.

Понятие мести

Все мы знаем (по крайней мере, должны знать), Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, месть — это намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Для лучшего понимания термина есть большое количество цитат о мести великих людей.

Это движущая сила внутри человека, с которым поступили нечестно и жестоко. Проявления несправедливости могут быть самыми разными. Они могут ограничиваться лишь уровнем человеческого сознания. Ведь теоретически можно начать мстить за то, что кто-то ненароком наступил на ногу в общественном транспорте. Но в большинстве случаев поводом для мести служат более трагические события в жизни человека. В одной из итальянских цитат о мести говорится:

Месть приходит, когда ты ее не ждешь. Она может закрасться в сердце человека из ниоткуда.

Но почему месть — это блюдо, которое подают холодным? В свое время итальянская мафия знала, что чувство гнева, вызванное жаждой возмездия, затмевает разум. Поэтому необходимо было все тщательно взвесить, и только потом утолять свою ненависть к обидчикам. К тому времени месть, естественно, успевала остыть.

Какова роль мести в жизни каждого?

Жизнь сама по себе сложна, каждый борется за нее изо всех сил. Соответственно, когда человек испытывает неприятные ощущения со стороны кого-либо, он попытается каким-то образом отплатить обидчику по заслугам. Так поступают, с уверенностью сказать, многие. Но почему так происходит в нынешнем обществе?

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

Оказывается, большинство просто находят в своей мести счастье, которое сегодня так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева. Такие поступки, безусловно, можно было бы назвать наказанием, но все зависит от того, какое настроение вкладывается. В большинстве случаев провинившийся получает свое, чтобы пострадавший мог унять свой пыл. Поэтому это не может быть наказанием, как говорил Аристотель.

Получает ли по заслугам обидчик?

Это, естественно, риторический вопрос. Ведь, кто в современном обществе согласиться оставить своего обидчика ненаказанным? Это абсурдно. Но вдруг возникает один небольшой вопрос, который задает, скорее всего, здравый смысл: "А нужно ли марать руки, поднимая их на человека, обидевшего меня?" И подтверждением этому служит цитата о мести врагу:

Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. Б. Грасиан

А ведь и правда. Проанализировав такое явление, как закон кармы, который пришел с Востока и стал сегодня очень популярным, или более приземленный вариант для среднестатистического жителя Запада - причинно-следственную связь, можно понять некоторые интересные вещи, которые раньше в голову не приходили.

Вдруг выясняется, что все, что происходит с человеком, будь то хорошее или плохое — приходит в нашу жизнь неслучайно, а в соответствии со своей прошлой деятельностью. Соответственно, совсем не имеет смысла собственноручно мстить своему врагу, ведь судьба или Господь (каждый называет высшие силы по-своему, в зависимости от уровня самосознания) позаботится о том, чтобы все в мире происходило по справедливости. У человека вряд ли появится желание действовать по принципу "зуб за зуб" и "глаз за глаз" после того, как он посмотрит на ситуацию с этой точки зрения.

Одна из самых разумных цитат о мести гласит:

Кто не хочет (или не может) отомстить сам, перепоручает это Богу. Аркадий Давидович.

Так что это дело лично каждого человека.

Аморальна ли месть?

Вместе с тем, о чем говорилось ранее, нельзя сказать, что отныне нужно жить и просто терпеть все плохое, ничего не предпринимая. Нет! Месть, в сущности своей, не аморальна. Все зависит от трех главных факторов, которые, к слову, можно применять абсолютно в любых ситуациях:

  1. Времени.
  2. Места.
  3. Обстоятельства.

Например, если дело касается родных или близких, т. е. если случилось что-то с ними, то многие люди считают, что их первоочередная обязанность - позаботиться о том, чтобы все обидчики получили по заслугам. Но главное, чтобы трезвомыслие не отсутствовало. Странно, если человек будет сидеть сложа руки с мыслями: "Бог разберется, они все равно получат свое". Это другая крайность, когда за человека говорит страх и беспомощность.

В качестве итога можно сказать, что необходимо уметь правильно использовать возможность давать возмездие. В принципе, в том, что касается лично вас, в половине случаев точно можно простить человека, обидевшего вас. Дело гордости, позволим ли мы отпустить обиду на маленькую неприятность, доставленную нам. А если страдают близкие, друзья? Наверняка у вас найдутся в запасе истории о людях, решивших, что такое безнаказанным оставлять нельзя. Однако, безусловно, месть - это вопрос серьезного морального выбора каждого человека.

Это чувство для человека как представителя биосферы в общем естественное — у наших «предков» оно возникло для защиты вида в целом и отдельной особи в частности. Но что собой представляет месть сегодня? Всегда ли смерть преступника становится реальным возмездием за содеянное? Почему нередко месть приводит к эскалации агрессии, а не к торжеству справедливости?

И как быть с жаждой мести в более конкретных ситуациях: если вы попали в ДТП, подверглись насилию или ваш спутник жизни кого-то предпочел вам?

В работе психотерапевта довольно часто встречаются жалобы такого плана: «Меня изнасиловали, и теперь я не могу жить спокойно, пока не отомщу насильнику»; «Жена подала на развод, а я ни о чем не могу думать, кроме мести ей за то, что она ушла от меня» ; «Пьяный водитель сбил на дороге мою дочь — только смерть негодяя примирит меня с тем, что произошло…» А зачастую и более масштабно: «В результате кризиса пропали все мои многолетние накопления, и мне хочется мстить всем, кто живет в одной со мной стране»; или «В Чечне погиб мой единственный сын, я не могу спокойно видеть ни одного чеченца — хочется убивать каждого!» А сегодня жажда мести принимает планетарные масштабы — кто кричит «мочи всех арабов», а кто — «бей всех американцев», ну и тому подобное…
Разумеется, я передаю не точные цитаты, а смысл многих и многих обращений. Но суть их одинакова: люди пережили тяжелую психологическую травму и теперь стремятся причинить «источнику» травмы ответный удар, испытывая буквально испепеляющую жажду мести.
Наверняка не ошибусь, предположив, что подобные чувства знакомы практически каждому человеку — увы, психологических травм в жизни бывает достаточно, и далеко не все люди склонны к безоговорочному всепрощению, что в общем-то естественно. Более того, и жажда мести совершенно естественна. И никаким разумом порой повлиять на ЭТУ жажду невозможно.

МЕСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ

Человек, требуя возмездия для обидчика или что чаще, сам таковое возмездие совершая, просто выполняет определенную генетическую программу. А отсюда следуют, соответственно, два вывода. Первое — стыдиться стремления к мести, точно так же, как и стыдить за это кого-либо другого, совершенно неоправданно и бесполезно (достичь можно только обратного результата). И второе: но при этом чувство мести вызвано не возвышенными человеческими стремлениями (как полагают многие), а самыми настоящими инстинктами, доставшимися по наследству от наших самых далеких «предков». Поэтому месть — в общем-то чувство достаточно примитивное (или как еще говорят в таких случаях, «животное»), и характерна для человека не как для «царя природы», а как для части природы и конкретно части ее биосферы.

Именно поэтому об «истории» мести гораздо лучше скажут биологи, а точнее, этологи (этология — наука, изучающая поведение человека, продиктованное природой). С точки зрения этологии месть служила для защиты определенного вида особей от нападавших противников. Если в стаю, к примеру, обезьян вторгался хищник, остальные члены стаи нападали на агрессора и отбивали силой труп своей товарки, да еще и всем скопом причиняли «убийце» чувствительные телесные повреждения. Однако делали они это с единственной целью: не дать хищнику съесть представителя их вида, не допустить возможности закрепления у него рефлекса, что такая же особь, как они — это пища. Иными словами, после такой реакции (причем неоднократной) агрессор вполне мог сделать вывод, что с представителями данного вида лучше не связываться. Кстати, обратите внимание: такой способ защиты характерен только для стаи — сообщества с выраженной иерархией. Для стада животных (чем стая отличается от стада, можно посмотреть здесь) подобное поведение нехарактерно. В связи с чем, кстати, именно стадные животные (антилопы, овцы и т.д.) в основном и являются едой для хищников.
И точно так же человеческий обычай кровной мести основывается на той же самой программе предков: «представителей НАШЕГО вида (иными словами — нас) нельзя убивать». То есть получается, что стремясь к отмщению за кровь своих близких, человек в итоге… защищает сам себя. Свою, если хотите, будущую безопасность. И опять же, это стремление в принципе совершенно естественно.

На той же самой программе основана уже наша человеческая «война за труп». Известно, что для воинов нет большего позора, чем оставить на поле брани своих мертвецов на поругание врагам. Но и это основано не на возвышенных человеческих чувствах, а на тех же программах предков: ни одного СВОЕГО не дать противнику на растерзание! История знает много примеров, когда кровопролитные сражения разгорались и продолжались только из-за того, что две воюющие стороны отбивали друг у друга труп убитого воина. С точки зрения логики в таких схватках нет никакого смысла, ибо в результате потери становятся все больше. Но тем не менее воины с обеих сторон продолжают отбивать у врагов все новые и новые тела своих соратников… Здесь становится явно видно, как месть из способа самосохранения переходит в способ самоуничтожения: агрессия накапливается по нарастающей, опасность для определенного вида становится все больше… И закономерно, что как только человек становится «человеком разумным» и начинает руководствоваться логикой, а не только генетическими программами, месть оказывается, извините за коммерческое выражение, невыгодной.
Наверняка это странно (если не сказать — больно) слышать тем, кто снедаем жаждой возмездия за близких или за свои какие-то беды: мол, я сделаю так же больно тому, кто причинил боль мне, успокоюсь и все дальше будет хорошо! Увы, хорошо не будет, и вот почему.

ФИЗИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Можно сказать, что в оценке человеческих страданий господствует своего рода «закон оптики»: свои несчастья нам как бы ближе, и поэтому кажутся «крупнее», а чужие все-таки дальше, поэтому кажутся «мельче». Да, те же этологи отмечают у людей сострадание как качество, свойственное лишь человекообразным, но когда инстинкт сострадания входит в противоречие с потребностью в самозащите — явно перевесит последняя! И это тоже вроде бы естественно, однако здесь как раз и начинается эскалация агрессии: вам сделали больно, вы сделали своему обидчику тоже больно (но не так как было больно вам, а ЕЩЕ больнее — именно такая боль кажется вам адекватной платой за ваше несчастье), а тот в результате свое страдание от ваших рук воспринял еще сильнее и наказал вас с еще большей интенсивностью, вы ответили ему еще более неадекватно, и пошло по нарастающей… Легко можно увидеть, что таким образом вы оба оказались в опасности. Причем в опасности, неадекватной совершённому проступку.

Особенно опасной становится месть тогда, когда ваш обидчик не чувствует за собой вины — а это встречается, к сожалению, сплошь и рядом. Ведь, строго говоря, чувство вины и так уже достаточная кара за содеянное: если, к примеру, неосторожный, но совестливый водитель задавил человека, то как минимум психологически он уже наказан ощущением себя как убийцы и только рад будет, если ему дадут возможность загладить свою вину в местах не столь отдаленных. Иные люди так переживают совершённый (часто без злого умысла) проступок, что чуть ли не сами лишают себя жизни или живут и мучаются все оставшееся время. Зачем им мстить? Они уже сами себя наказали. Но в том-то и беда, что гораздо чаще ваши обидчики не чувствуют за собой вины — а значит, любой ваш выпад в свой адрес сочтут необоснованным и сами начнут вам (по их мнению справедливо) мстить. Увы, еще одна проблема мести состоит в том, что с ее помощью вряд ли можно достигнуть «торжества справедливости», как того вроде бы хотят некоторые мстители: именно потому, что с точки зрения конкретного человека справедливость у каждого своя.
То есть опять же, стремясь к отмщению (особенно к отмщению тому, кто чувствует себя невиноватым) вы себя же подставляете под удар. Не говоря уже о том, что в случае кровной мести принято мстить не только конкретно обидчику, а ЛЮБОМУ из представителей его рода, и под удар подставляется целое общество — если конкретизировать, то чья-то чужая месть, особенно на общегосударственном уровне, однажды вполне может задеть лично вас.
Многие скажут: мол, после того, что произошло с нами или с нашими близкими, своя безопасность как бы уже и не важна: все мысли и чувства занимает жажда отомстить! И даже жить не стоит, если этого не сделаешь! Но если в эти слова вдуматься, а не расценивать их только с эмоциональной точки зрения — не много ли вы позволяете своему обидчику? Оказывается, он нанес вам не только душевную травму — даже если вы остались в живых, он фактически вас убил. Дистанционно и отсроченно. Ибо вы всю свою дальнейшую жизнь посвящаете только отмщению — а если это не удастся, сами готовы уйти из жизни. Не слишком ли это будет удобно для того, кто и так желал вам всяких неприятностей и даже частично сделал это?

Однако никто не говорит о том, что проступки должны оставаться безнаказанными! Если вновь вернуться «к детству всего человечества» — к поведению наших предков по Дарвину, то они нашли разумный компромисс между жаждой мщения и угрозой собственной безопасности вследствие неизбежной эскалации агрессии при мести: разные виды разделились территориально и не нарушали «границ» проживания другого вида. У человека с этим способом все гораздо сложнее: во-первых, для полного разделения элементарно не хватит пространства, а во-вторых (что главнее) — для развития прогресса и человечества в целом просто необходимо «межвидовое» общение, политика железного занавеса тоже не приводит ни к чему хорошему. И тогда человек создал способы решения проблемы — дипломатию (как средство сгладить намечающиеся конфликты) и законодательство (как средство остановить возможную агрессию цивилизованными и социально приемлемыми методами). И самая главная функция этих человеческих нововведений — именно предупредить агрессию, а не «закольцевать» ее. Чувство мести такого предупреждения не предполагает: мстить следует за что-то уже совершенное. Но для того, чтобы защищаться посредством мести, как минимум что-то болезненное для вас уже должно быть совершено!

Понятно, что после многочисленных терактов так и возникает детсадовское желание дать сдачи, да посильнее. Мол, они взрывают наши дома и самолеты — бей их, ребята, до последнего! И «детская реакция» возникает не потому, что у всех резко становится инфантильным интеллект, а именно потому, что сознание в аффекте страха отключено: размышлять и анализировать нечем. И взрослый человек становится подобен маленькому ребенку, у которого логика еще недостаточно развита: поступки детей определяются доминирующим действием бессознательного. А детская жестокость — самая отчаянная: ребенок не обременен никакими табу, не задумывается, что с ним будет завтра, и потому мстит противнику с особенной злостью. Так и взрослые люди, обезумевшие от страха (с обеих сторон, кстати), не задумываются о том, что в любом споре виноват тот, кто умнее, что месть — чувство непродуктивное, что жестокость порождает жестокость… Конечно, можно нагнетать страх в стане противника до бесконечности, но и это не самый разумный выход: если в сытой благополучной стране матери встают стеной, когда их детей отправляют на войну, то в атмосфере всеобщего страха и последующей немотивированной агрессии на «внешнего врага» обезумевшая от паники мама сама отправит сына «на бой кровавый»: мол, отомсти, сыночек, тому, кто взорвал наш дом…
Но тем, кто требует смерти для чеченских боевиков, исламских террористов и прочих фанатиков-шахидов, следует помнить: по канонам ислама погибший за веру попадает прямиком в «небесные сады Аллаха», где его ждут блага, о которых при жизни он и мечтать не смел. Иными словами, смерть такого террориста — награда для него, а не наказание. А если в качестве наказания заставить исламских фанатиков восстанавливать разрушенные ими храмы и дома «неверных»? То-то же…

…Итак, чувство мести наиболее сильно разгорается в тех случаях, когда по той или иной причине бессильны дипломатия и законодательство, когда у людей нет возможности защититься именно цивилизованными методами. Вот наиболее характерные примеры.

ВЫ ПОПАЛИ В ДТП

— спровоцированное другим участником движения, причем тот был с точки зрения дорожных правил откровенно виноват, нанес вашей машине (а то и вам) существенные повреждения (как минимум материальные) — и либо скрылся, либо всячески отрицает свою вину и отказывается компенсировать ущерб. Те, кто побывал в подобных ситуациях (а их, к сожалению, все больше), знают: оформление дорожно-транспортного происшествия часто выливается в бумажную и временнУю волокиту, в которой нервы потреплют прежде всего вам; эта волокита может повлечь для вас более значимые материальные потери, чем устранение последствий аварии; а порой вас стремятся сделать чуть ли не соучастником происшествия. Страховые компании нередко затягивают выплату компенсации до последнего, организуют ремонт так, как выгодно им, а не вам, или еще на уровне договора ставят множество мелких препон для выплаты. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство лихих дорожных происшествий, где «крайними» оказываются другие, совершается разудалыми водителями именно из-за чувства безнаказанности и вседозволенности. И тот, кто так или иначе поставил вас под удар, как правило, не чувствует за собой никакой вины…

Таким образом, если пострадавший в ДТП не защищен на правовом уровне, ему остается только руководствоваться инстинктами — так, как умеет. Иногда — схватил монтировку и начал дубасить по стеклам машины обидчика (не задумываясь о том, что тот может в ответ начать так же дубасить по его машине, а то и по нему самому). Успел записать номер сбежавшего — покупает за большие деньги базу данных ГИБДД (обратите внимание, каким устойчивым спросом она пользуется!), разыскивает виновника самостоятельно и воздействует на него как получится… И даже если не получилось сделать ничего — придется мучиться неудовлетворенной жаждой возмездия. И жизнь оказывается отравленной еще долгое время после происшествия, когда вроде бы и последствия происшествия все устранены.
Конечно, человеком движет в общем-то полезная программа: «не оставлять проступка безнаказанным, чтобы не допустить повторения». Но в том-то и проблема, что выполнение данной программы логически, на уровне законодательства — не его головная боль, а государства. А если оно не в состоянии в таких случаях защитить своего гражданина, он начнет защищать себя сам. И в результате государственные мужи на разных уровнях начинают сетовать на растущий уровень агрессии в стране в общем и на дорогах в частности.

ВЫ ПОДВЕРГЛИСЬ НАСИЛИЮ

— причем вашему насильнику удалось как минимум скрыться, а то и вообще остаться безнаказанным. Увы, очень многие жертвы насилия вообще не заявляют в правоохранительные органы о случившемся — из чувства стыда, из боязни «двойного изнасилования», а то и вообще зная заранее, что все равно это все бесполезно (на эти темы подробно говорится в материале о сексуальном насилии). Но в результате после всего пережитого жертва зацикливается на одном: самостоятельно отомстить насильнику (а чаще всего — его именно убить).
Здесь пора сказать, что стремление отомстить именно убийством — признак страха жертвы: страха того, что иными способами предотвратить повторение нападения невозможно. Кстати, все реже и сами насильники оставляют свои жертвы в живых — они тоже боятся (собственно, из-за страхов своих они и идут на насилие, об этом тоже уже говорилось) — боятся возмездия, в том числе со стороны жертвы или ее близких.

И позвольте уж одно тематическое отступление: я (как специалист- психотерапевт и человек) принадлежу к сторонникам отмены смертной казни. Поскольку смертная казнь — это признак СЛАБОСТИ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА. Огромная страна боится, что не сможет справиться с одним преступником, не сможет предотвратить рецидив его преступлений. Проще его убить — и как говорится, с плеч долой. Но пожизненное наказание, которое предлагается как альтернатива, в плане возмездия может быть гораздо тяжелее: как говорится, жизнь-то сохранили, но вот какой образ жизни придется потом вести человеку? Иным легче умереть, чем всю жизнь провести за решеткой — и таким образом государство даже как бы идет преступникам навстречу в этом вопросе… Не говоря уже о том, что многие кровавые преступления, за которые положена «высшая мера наказания», есть не что иное, как определенный вариант суицида (а чаще — суицидально обусловленного поведения). Человек не в силах сам наложить на себя руки — так он идет и убивает другого, зная, что за это убьют его самого. Если за подобные преступления полагалась бы жизнь, только в постоянной несвободе — не было бы многих убийств…
Увы, людям, пострадавшим от рук убийцы, а точнее, их родственникам, сложно это понять и принять. По тому же «закону оптики в человеческих страданиях» им кажется, что только смерть станет достойным искуплением греха убийцы и возмездием за их потерю! Но если вы хотите именно НАКАЗАТЬ вашего обидчика — почему бы не заставить его ПОЖИЗНЕННО работать, в том числе и на вас? И даже если вы возразите, что он будет есть на ваши налоги — почему бы не сказать себе, что вы плАтите за то, чтобы этот человек жил и постоянно мучился?
Конечно, опять же — пока наше государство не в состоянии отладить систему ТАКИХ пожизненных наказаний, смертная казнь многим кажется оправданнее.

Но вернемся к ситуации пережитого насилия. Вернее, к стремлению убить насильника. Многие уверены, что именно такая месть станет своеобразным излечением от душевной травмы. Здесь можно вспомнить нашумевший фильм «Ворошиловский стрелок» — мол, все произошло именно так! Но замечу, что в фильме все произошло так не по законам человеческий психологии, а по воле авторов. И этот фильм по своей сути состоит как бы из двух частей. Первая часть — о том, как легко порой происходят насилия, о «двойном изнасиловании» и о том, как могут избежать наказания виновные — вот это, увы, суровая правда жизни. Но с того момента, как дедушка у добрых рэкетиров покупает винтовку, а добрый милиционер его укрывает — начинается красивая сказка. Ибо в реальной жизни дедушка скорее всего оказался бы за решеткой, а внучка как минимум осталась бы жить одна и стала еще более беззащитной… Фильм хорош как раз тем, что во весь голос заявляет: агрессия, особенно, неадекватная, часто оказывается лишь способом защитить себя и близких, если правовая система на это не способна. А вот что нередко бывает результатом для самого мстителя — хорошо показано в другом фильме, «Палач».
Желание мстить связывает руки прежде всего самому мстителю. Когда это превращается в смысл жизни, поверьте, не выходит ничего хорошего именно для вас. К примеру, может статься, что даже реализованное ваше желание убить насильника может не привести к желанному результату излечения от травмы. Чувство вины, возникшее в результате пережитого насилия, поверьте, не зависит от физического существования насильника. Более того, его смерть, так или иначе спровоцированная вами, вполне вероятно добавит вам со временем еще одно чувство вины.

Но и к философии всепрощения я тоже не призываю.
И если невозможно наказать насильника правовыми методами, то лучшая «месть» — суметь жить дальше независимо от него (в том числе чтобы он и подумать не смел о повторном нападении на вас, да и на других тоже), обрести счастье вопреки тому, что он хотел вас сломать. Если хотите, ему назло. А вот как конкретно добиться этого — увы, в каждом отдельном случае это отдельный разговор.

Кстати, еще важный момент: если вы задались целью лишить жизни своего обидчика — то имейте в виду, что вы как минимум можете быть привлечены к уголовной ответственности сами — за самосуд.
Те, кто знаком с мои материалом об изнасиловании, могут возразить, что, мол, доктор сам посоветовал насильника убивать, если нет другого выхода… Однако в упомянутом материале речь шла о самой ситуации насилия, да еще и о такой, когда вы не в состоянии иначе защитить свое здоровье и жизнь (и оставшись в живых, вы получаете хотя бы возможность доказать, что не превышали пределов необходимой обороны). Но когда вы делаете это через некоторое время после события — уголовное дело против вас практически гарантировано.

У ВАС РАЗЛАД В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

— в частности, ваш муж (жена) объявил(а) о своем желании уйти к другой (другому) и либо сделал(а) это фактически, либо подал(а) на развод официально… Здесь, конечно, правовая система бессильна. Да и не нужна: никакого антиобщественного поступка ваш спутник жизни вроде бы не совершил. Однако именно потому тут все еще парадоксальнее…
По своей природе человек не может легко пережить, что его «отвергли». Поэтому если супруги оба друг другу опротивели — это в чем-то сложнее, а в чем-то и проще: по крайней мере, оба хотят расстаться. А если один супруг подал на развод, а второй не согласен? И говорит: «Развода не дам!» Неужели так приятно жить вместе с тем, кто хочет убежать от тебя даже по суду? Иногда ситуация становится просто комичной. Скажем, подает на развод муж, жена не согласна. Но в суде ответчица вначале выливает на своего супруга реки грязи, выдает бурю отрицательных эмоций… а заканчивает так: «Граждане судьи, мой супруг сволочь, бабник и подлец — заставьте его со мной жить!!!»
Нередко причина такого поведения — опять пресловутая жажда мести, пусть и совершенно неразумной и невыгодной. Одна женщина прямо так и говорила: «Я развода ему не дам! Чтобы он стал счастливым отдельно от меня? Нет уж! Я всю жизнь ему отравлю!» Логики, согласитесь, никакой. Ну, будет она отравлять жизнь мужу, но сама-то в это время не на отдельном облаке будет жить, а в той же напряженной отравленной атмосфере. И каждый день видеть около себя ненавистного супруга, которого надо мучить и мучить… Конечно, на первых порах это ей может доставлять удовольствие. Однако через некоторое время такая жизнь наверняка станет в тягость… И получится, что супруга как бы сама себе жизнь отравила, а вовсе не своего мужа.

Кстати, подобное поведение гораздо чаще является не актом мести (хотя называется вслух именно так), а следствием имеющегося у человека скрытого психологического садомазохизма: по тем или иным причинам ему приятно и комфортно жить именно в отравленной, напряженной, конфликтной атмосфере, постоянно мучить супруга и мучиться лично… Но признаться в этом даже себе порой бывает невозможно (как минимум потому, что это стремление — тоже из области бессознательного), и проще всего объяснить свое поведение именно жаждой возмездия. И уж просто обязан сказать, что подобные садомазохистские проявления «псевдо-мести», как и реальное желание отомстить за уход, с равной частотой встречаются как у жен, так и у мужей.

Вообще бывают случаи, когда месть супругу (даже давно ушедшему в другую семью) становится вообще образом жизни, этому посвящены все мысли и желания, на это тратится куча денег и времени… Особенно выражено это бывает тогда, когда «мстителю» самому не удалось обрести собственное счастье (а хотелось), и желание испортить ушедшему супругу его новую счастливую жизнь становится не столько актом мести как наказания, сколько следствием зависти (об этом чувстве у нас еще речь впереди). И получается: вместо того, чтобы позаботиться о собственном счастье, время и силы тратятся на то, чтобы испортить чужое счастье. То есть там, где могло бы быть две счастливых семьи (вместо одной неудачной) — получается ни одной. Плюс к тому много покореженных судеб и масса психологических проблем. А если у таких враждующих супругов общие дети, для которых счастье мамы и папы по отдельности гораздо комфортнее, чем их вечное противостояние, а то и перманентная психологическая драка? (Смотрите по этому вопросу материалы «Бинуклеарная семья» и «Счастливые дети разведенных родителей»).

Кстати, задумайтесь, а чего в результате вы хотите добиться с помощью вашего возмездия тому, кто покинул вас? Даже если на сегодняшний момент его и мучает какое-то чувство вины за то, что он бросил вас, то с помощью ваших мстительных действий он(она) от этого чувства благополучно избавится: «Ну надо же, как же я вовремя оставил(а) этого человека!» То есть ваш бывший спутник все больше обретает уверенность в правильности совершенных действий; и если на первых порах еще мог(ла) где-то сомневаться — а не вернуться ли назад, то теперь, скорее всего об этом вообще не помышляет. К тому же при такой мести чем больше даешь, тем больше и получаешь — ответная реакция может быть столь же агрессивной, да еще и подкрепленной собственной правотой.
И опять же лучшая «месть» (если уж вам угодно так это называть) тому, кто отверг вас — полное равнодушие к его(ее) существованию и умение сделать свою жизнь счастливой независимо от этого человека. Разумеется, речь здесь идет вовсе не о том, чтобы в первые дни после разрыва обзаводиться новым партнером из числа первых попавшихся — такие скоропалительные действия, как правило, счастья не приносят.

ПОСТСКРИПТУМ

…И заканчивая наш большой и трудный разговор о сути мести, позвольте привести одно письмо из моего Виртуального кабинета.

«Моя подруга как-то призналась, что не может разобраться во мне: то ли я пофигистка, то ли равнодушная, то ли циничная. А все потому, что я не стала мстить одной нашей общей знакомой, сделавшей мне гадость. Лично я считаю, что я не Господь Бог, чтобы учинять ей разборки и учить жизни — от этого ведь она лучше не станет! Я просто вычеркнула ее из своей жизни, без всякой мести. А знакомые обвиняют меня в этом. Одна вообще заявила, что я — амеба бесхребетная. Вообще-то мне все равно, что они говорят. Я в себе разобраться хочу! »

Ответ на это письмо я дал примерно следующий:
«Месть — чувство непродуктивное, и в первую очередь оно не приносит пользы самому «мстителю». Ведь нередко, делая гадости своему врагу, мы попутно портим жизнь сами себе.
Да, чувство мести для человека (как представителя биосферы) — в общем закономерное, причем бессознательное и логикой не управляется. Но если быть не просто человеком, а человеком разумным, не всегда следует идти на поводу у собственного бессознательного — и в результате нагнетать напряженность и вокруг вас лично, и в обществе в целом.
Поэтому вы проявили не бесхребетность, а зрелость и даже мудрость, отказавшись от мести. А если уж вести речь каком-то «отмщении» — то для иных то, что вы погнушались в принципе реагировать на их гадкие выходки, может быть весьма чувствительным «наказанием». Особенно если человек делает гадости затем, чтобы спровоцировать неадекватную реакцию других и добивается своего рода «славы Герострата». Самое худшее для него — когда на него и на его эскападу просто не обратили внимания.
Так что вы поступили очень по-взрослому. А ваши знакомые, которые этого не поняли, по сути еще дети.
Кстати, известное выражение «отойди ото зла — сотворишь благо» тоже говорит не о всепрощении, а о позиции так называемого разумного эгоизма — ведь благо в этом случае будет прежде всего для вас!»

Месть… Каким сладким порой кажется людям это слово. Оно рисует в их воображении картины возмездия, слезы обидчика и его раскаяние. А после, не дав насладиться обманчивой справедливостью, заставляет их действовать. Заставляет мстить. А ведь многие мстят. Люди, которых предали, обидели, ранили. Они хотят дать почувствовать обидчику ту боль, которую они испытали сами по его вине. Хотят справедливости, не понимая, что делают хуже только себе, своими же руками отравляя жизнь.

Чувство мести – это уничтожающая сила, которое несет в себе отрицательную, разрушающую энергию. И направлена эта энергия совсем не на того человека, которому желают зла, а на того, кто желает. Ведь чувство мести – это удовлетворение при представлении возмездия, пожелание зла, горя и несчастья другому человеку. Все наши мысли зеркально отражаются, притягивая то, о чем мы думаем. Желаем кому-то искренне блага, значит благо придет в нашу жизнь, а если желаем зла, значит зло. При этом негатив обладает большей энергией, чем позитив, поэтому он возвращается к нам с удвоенной силой.

Это если говорить только о мыслях, но, к сожалению, иногда боль и негодование в душах у людей настолько велики, что они воплощают задуманное в жизнь. Поступки несут в себе еще больше разрушающей силы, и закон возмездия работает по ускоренному принципу. Люди, поддавшись чувству мести , вскоре становятся еще более несчастными, чем были. Откуда – то сваливаются на голову неизлечимая , банкротство, несчастные случаи и другие несчастья. И никто ведь не задумывается, почему это происходит в их жизни! Не видит связи с недавней местью и сегодняшними страданиями.

Результаты исследования американских ученых показали, что 90% перенесших тяжелую форму туберкулеза испытывали сильное чувство мести , полностью занимающее все их мысли и владеющее сознанием. Люди, у которых мысли о мести появлялись лишь периодически, страдали абсцессами (гнойниками), доставляющие много боли и переживаний. Также мстительные люди больше подвержены возникновению опухолей, так как новообразования возникают в результате глубокой обиды, а если человек думает о мести, значит, о прощении здесь нет и речи.

А ведь только воздвигает нас над самим собой, дарит покой в душе и гармонию в жизни. Кто мы такие, чтобы чинить суд над другим человеком? По известному нам закону возмездия, воздастся и обидчику в жизни. Но никак не благодаря нашим усилиям! На все воля Божья. Нам же остается только принять ситуацию, простить человека и пожелать ему счастья. И как только в наше сознание закрадется мысль о мести, нужно вспомнить известную поговорку: «Хочешь мстить — рой две могилы: одну для того, кого убьешь, другую для себя».

До боли знакомое ощущение, когда тело выворачивается наизнанку, горит, пылает, а сознание туманится, когда невозможно разжать загрубелых кулаков, пронизывает за секунду, от него ни укрыться, ни спастись... Но что такое месть? Так ли важна она в нашей жизни? Какое мы ей отводим место в наших мыслях?

Зачастую нас предают дорогие люди, те, что были рядом и поддерживали, воспевали гипнотические песни в нашу честь и смеялись над общими врагами. Как простить нож в сердце?

Осознание последствий своих мыслей

Что такое месть? Это болезненное зацикленное состояние, которое жаждет односторонней отдачи. которую необходимо вернуть владельцу, как возвращают потерянные кошельки, ключи от машины или квартиры и драгоценности. Она не всегда приносит радость, но изменить ход запущенных событий не покидает нашу голову до тех пор, пока не осуществится запланированное. Это чувство вредит нашему организму и приносит непоправимые последствия, зачастую толкая нас к общению с Оно обладает неосязаемой властью над человеком, которой сродни только любовь. Заставляет совершать немыслимые поступки, за которые потом еще приходится расплачиваться по счетам и с собственной совестью.

А стоит ли мстить?

Что такое месть? Стоит ли мстить? Это колесо фортуны, где не от нас зависит, что произойдет дальше и как обернется невинный исход. Она порождает гордыню. Месть - это грех! Православие гласит, что обиды необходимо прощать нашим обидчикам, забывать и отпускать, а разум твердит иное. Кому довериться?

Определение собственных чувств

Жажда мести... Мало к кому хоть на секунду не закрадывалось это чувство. Каждый из нас испытывал хоть раз в жизни ревность, обиду по различным причинам, но в ответ действовал сугубо исходя из своего характера. Мотив мести, если задуматься, может быть самым безобразным и неоправданным. Если мы довольны своей жизнью, у нас имеется все необходимое для того, чтобы переключиться и не останавливаться на происходящем, то мы обычно не воспринимаем обиду как нечто заоблачное, а своей холодностью и равнодушием только раззадориваем обидчика и потешаемся над тем, как он сам себя съедает.

Но если дела обстоят иначе: на работе аврал, директор срывается каждую минуту, в личной жизни не везет, парень ушел к подруге детства, да и она хороша, из зависти украла чужое счастье, а теперь ходит довольная и злорадствует - конечно же, мы в ярости не пропустим этого мимо себя, а затаим обиду. И поклянемся обязательно отомстить при удобном моменте. Начнем вынашивать месть бывшему. При этом мы будем совершенствоваться, бросив ненавистную работу с некомпетентным составом руководства, возьмем незапланированный отпуск на неопределенное время и найдем себе восхитительного мужчину, чтобы все от зависти спать не могли. Но сделает ли это нас менее несчастными, чем являемся на самом деле?

Мы и реальный мир

Что такое месть? Мы часто рисуем ее себе. В красочных фантазиях мы вырываем волосы разлучницам, плещем им в лицо ядовитую кислоту или сталкиваем с обрыва предателя бывшего, но в реальности лишь усугубляем проблему, подкидывая все новых и новых неприятностей на свою голову: там, в очереди за хлебом, накричали на медлительную, ни в чём не повинную старушку, а в общественном транспорте обвинили в домогательстве юношу, который при давке всего лишь пытался пробраться к выходу, а здесь побили банкомат, что медленно выдавал деньги, раздумывая и запрашивая ненужные комбинации… Как результат, мы только гробим свое здоровье, психику, становимся раздражительными, подозрительными и подлыми, а разве к таким людям будут снисходительно относиттся иные, и постучит ли в дверь долгожданная радость?

Нужно ли начинать свою месть?

Месть никого не сделает счастливым, ни обидчика, ни мстителя, но разрушит обе жизни. Вы станете заложниками непредвиденных ситуаций, а остальные начнут потешаться над бесплатным спектаклем. Иногда стоит задуматься о решении накопившихся вопросов мирным путем. Но если вы уверены, что это не ваш вариант, тогда следует достоверно изучить вашего противника. Нельзя идти в бой без разведки! Напакостив, хитрый человек будет обязательно ожидать встречного удара, и если вы не выждете некоторое время, то станете лишь безвольной игрушкой в его ловких руках, выставите себя в неблагоприятном свете на всеобщее обозрение. Также необходимо сделать акцент на нанесенной обиде, не стоит недооценивать противника и наносить вред значительнее, чем сделали вам, ведь в ответ получите только месть.

Если в ваших планах не числится судимость и длительное заключение под стражу, откиньте мысли о страшных гадостях, на которые накладывается гражданский и уголовный кодекс. Вы же не хотите сделать своё положение еще хуже, чем оно есть, и поставить огромный крест на светлом будущем? Разве оно того стоит? Еще, ни за что не срывайте зла на близких и знакомых, это аукнется не добром, особенно если это не они стали виновниками торжества вашей бурлящей крови.

Как избавиться от жажды мести?

Жажда мести - неприятное чувство. Но если же вы хотите избавиться от этого противного ощущения, для начала необходимо перестать стыдиться своих мыслей и того, что потерпели крушение в определенном периоде жизни и сфере деятельности, будь то личная или рабочая ее часть. Попытаться направить негативную энергию на изучение чего-то нового, задействовать свободное время, чтобы переключиться. Начать яро бороться с собой и своими желаниями. В этом поможет медитация, йога, некоторые виды рукоделия. Отпустить прошлое, попытаться забыть всё плохое, что с вами произошло, и открыться новому. Завести дневник, блог, собеседника по переписке почтовыми письмами, диктофон или записаться к психологу.

Долгожданные перемены

Как только вы определитесь с тем, что готовы радоваться жизни и впустить в нее перемены, необходимо мгновенно начать действовать. Ведь в словах правды нет, только в поступках, а если откладывать на завтра, то оно никогда и не наступит. В первую очередь необходимо выговориться, чтобы ненужный тяжелый груз ушел из нашего сердца, мыслей, души и плеч. Переосмыслить происходящее вокруг и вернуться в реальность поможет только принятие действительности как таковой. Мы, люди - все живые существа, которые в силах думать и размышлять, нам свойственны огорчения и страдания, но зачем на них зацикливаться? Наверное, единственный выход - перестать думать о происходящем как о чем-то трагичном и начать ценить каждое мгновение - ведь оно прекрасно и неповторимо.

Время лечит

Чтобы бороться с местью, потребуется немало времени и сил. Это не обычная простуда, за неделю не вылечиться, если просто пропить прописанные доктором пилюли и поваляться пару дней в теплой постели. Госпитализация, конечно, не требуется, но ограждение себя от людей на некоторое время было бы кстати. Как только вы успокоитесь и наполните себя добром изнутри, жизнь изменится в лучшую сторону. Никогда не мстите! Будьте благоразумны в своих действиях и мыслях!