Психология. Тактильный контакт - это что такое? Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей Для чего нужен тактильный контакт

Каждому приятно, когда на него обращают внимание. Тактильный контакт - это неотъемлемая сторона любого близкого взаимодействия. Конечно, деловые взаимоотношения вряд ли подразумевают под собой крепкие объятия, но дружеские встречи без них, как правило, не обходятся. Каждый человек, так или иначе, хочет чувствовать себя нужным, востребованным и понятым.

Тактильно-визуальный контакт помогает выстраиванию доверительных отношений между партнерами, учит их быть снисходительными и внимательными. Только смотря в глаза собеседнику, можно в полной мере удостовериться в том, какие чувства на самом деле он испытывает.

Сущность понятия

Тактильный контакт - это особая форма взаимодействия, при которой происходит эффективное общение между людьми. Согласитесь, что гораздо легче донести какую-то важную мысль до человека, если дотронуться до него. Любому из нас очень приятно, когда его ценят, выражают свои чувства с помощью крепких рукопожатий.

Что означает тактильный контакт? Чаще всего с его помощью люди выражают свои эмоции, направленные на конкретного собеседника. Желание брать за руку, поглаживать связано с потребностью в понимании, в котором мы все так нуждаемся. Если человек абсолютно равнодушен к другому, то никогда ни под каким предлогом не станет прикасаться к нему. Замкнутые люди, как правило, избегают тактильного контакта и боятся проявлять его.

Чувство безопасности

Взгляните на женщину, которая держит ребенка на руках. Она просто вся светится от счастья! Ее не страшат никакие преграды, не пугает перспектива лишиться индивидуальных перспектив. Женщина-мать всегда чем-то жертвует ради своего малыша: работой, временем, отношениями с подругами.

На руках у мамы младенец чувствует себя защищенным от всех невзгод. Ее ласковые ладони убаюкают его, приласкают. Чувство безопасности от всего на свете обеспечивает ребенку именно тактильный контакт. Это самое мощное в мире оружие против любых асоциальных поступков. Замечено, что многие противозаконные деяния совершаются только потому, что о таких личностях никто не заботился в детстве. Любовь матери творит душу ребенка, формирует у него доверие ко всему окружающему миру.

Если мать уделяет недостаточно времени и внимания своему отпрыску, то велик шанс формирования человека нелюдимого, агрессивного или замкнутого. Любовь матери к своему малышу не сможет заменить никто. Можно только догадываться о том, насколько одинокими и ненужными чувствуют себя сироты.

Проявление любви

Когда мы прикасаемся к другому человеку, то словно говорим ему: «Ты мне небезразличен». Тот, кто любит, обязательно стремится проявлять свою привязанность не только на словах. Как можно выразить свои чувства? Взглядом или прикосновениями. Тактильный контакт мужчины и женщины подразумевает глубинное чувствование друг друга на всех уровнях. Иногда достаточно посмотреть в глаза и сказать ласковое слово, в ином случае поможет только бережное обращение и тактильное тепло. Каждому из нас хочется чувствовать, что его любят, о нем заботятся.

Выражение доверия

На самом деле мы позволяем до себя дотрагиваться только тем людям, которым можем всецело доверять. И это отнюдь не случайно. Так устроена наша психология. Тактильный контакт - очень важная и значимая вещь в жизни каждого, поэтому его нельзя избегать или пытаться отталкивать. Есть люди, которые очень не любят обниматься, даже с близкими. Подобные проявления свидетельствуют как раз о том, что в их жизни не все так гладко, имеются внутренние проблемы и противоречия во взаимодействии.

Доверие выражается через свободные тактильные прикосновения, поглаживания. Взять человека за руку означает проявить к нему особенное тепло, душевную близость, желание помочь. Если мы хотим успокоить друга или родственника, то обнимаем его. И это почти всегда положительно действует на человека, позволяет ему успокоиться. Дело в том, что объятия раскрывают сердце, помогают восстановить душевную близость, доверие, если они по какой-то причине были утрачены.

Отношения между супругами

Взаимодействие мужа и жены - особенный момент, который вызывает множество различных споров. Семейные конфликты - самые сильные по воздействию. Считается, что именно в отношениях с самыми дорогими людьми мы проходим важные уроки жизни, без которых наша личность не состоялась бы полностью. Ведь никто не может стать счастливым в одиночку. Всегда требуется участие партнера, наличие глубоких взаимоотношений с ним. И здесь не обойтись без тактильного контакта.

Супруги как никто другой знают друг друга. Дело не только в индивидуальном характере, манерах, привычках. У каждого из нас имеются свои слабости, недомогания и тогда нахождение рядом близкого человека может влиять на наше состояние и мироощущение.

Сексуальное взаимодействие

Тактильный контакт с мужчиной в обязательном порядке включает в себя прикосновения. Когда два человека решают посвятить жизнь друг другу, они со временем хорошо знают, что нравится партнеру и умеют угадывать его настроение. Физическая близость невозможна без огромного чувства доверия по отношению к супругу. И мужчина, и женщина одинаково сильно нуждаются в искренней любви. Только не все, к сожалению, умеют правильно выражать свои эмоции. Каждый человек хочет чувствовать себя значимым и любимым.

Спасение от стресса

Когда приходишь домой после целого трудового дня, так приятно осознавать, что тебя ждет любящая семья. Горячий ужин, проявление внимания и заботы - вот чего ждет партнер. С помощью тактильного контакта можно освободиться от стресса, обрести душевное равновесие, сбросить с себя груз проблем и усталости. Ничто так не бодрит человека, как сознание того, что он кому-то нужен, его мнение ценно само по себе и важно.

Тактильный контакт - это настоящее спасение от стресса. Когда мы прикасаемся к человеку, он всегда чувствует, насколько важной фигурой является в нашей жизни. Даже отношения друзей и подруг могут быть очень близкими, если в них находится место взаимным объятиям и похлопываниям по плечу. Иногда требуется колоссальная поддержка и здесь уже без тактильного контакта явно не обойтись. Чем больше эмоций мы научимся проявлять в жизни, тем проще нам будет выстраивать взаимодействие с другими людьми.

Никто не любит холодных и равнодушных людей, для которых сказать лишнее слово - проблема. Всем хочется чувствовать определенную поддержку и защиту от тех, кто постоянно находится рядом. Любые отношения строятся на взаимном доверии и общности интересов. Сложно себе представить, что друзья будут терпеть возле себя человека нервного, вспыльчивого, от которого исходят одни только неприятности.

Вместо заключения

Тактильный контакт присутствует почти во всех формах межличностного взаимодействия. Чем глубже и лучше отношения между людьми, тем больше в их общении рукопожатий, объятий и вполне осознанного намерения быть рядом друг с другом. Зачастую уверенность в себе формируется у человека напрямую под влиянием того, насколько значительным он себя чувствует в компании родственников, друзей, сослуживцев и, конечно, семьи. Счастье зависит от обстоятельства, позволяющего личности полно выражать свои чувства.

Санкт-Петербугр


Раньше я думала, что тактильный контакт с ребенком просто напросто связан с невербальным выражением любви, укреплением отношений. Но оказалось, что все не так просто. Сегодня я расскажу о пяти удивительных ролях прикосновений в развитии детей, две из которых относятся к воспитательным приемам. Даже не знаю, что бы я делала без этой информации! Уверена, она пригодится и вам.

1. Стимул для развития нервной системы

Вылизывание детенышей у млекопитающих влияет на последующую жизнеспособность особей — это научно доказанный факт, о котором я недавно узнала из замечательной книги «Как дети добиваются успеха ». Причем, под жизнеспособностью подразумеваются как физические факторы, такие как рост и масса тела, так и психические — способность решать нестандартные задачи, уверенность в себе.

У человека вместо вылизывания — прикосновения. В период новорожденности и до года — это ношение малыша на руках, контакт кожа к коже, пестование, поглаживания, поцелуи. После года — это больше объятия, подвижные игры, в которых малыша можно подбросить и поймать, защекотать или потискать (только если ваши действия вызывают положительный отклик у ребенка).

Все это не просто является выражением любви. Любовь, выраженная таким способом, буквально питает малыша на гормональном уровне. Важно понимать, что это фундаментальное условие развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем, к примеру, развивающие игрушки.

2. Укрепление кровеносной системы и массаж мышечных тканей

Здесь речь идет больше об интенсивных прикосновениях, как при массаже, когда за счет надавливания разминаются мышцы и разгоняется кровь, так как происходит воздействие на капиллярную сеть.

Пока ребенок не начал ползать, хорошим решением этой задачи будет пестование — альтернатива профессиональному массажу от сторонников естественного родительства. При пестовании мама малыша проглаживает его, разминает все части тела, сгибает и разгибает конечности, все свои действия сопровождая потешками.

В отличие от профессионального массажа, выполненного посторонним человеком, пестование решает не только задачу укрепления тела, но и некоторые другие, о которых идет речь в этой статье. Плюс потешки, которые дают дополнительный стимул к развитию речи, развлекают малыша и укрепляют его отношения с мамой.

После того как ребенок начал ползать, роль укрепления переходит к подвижным играм. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете играть в догонялки) Моя Евочка очень любит догонялки, и всякий раз, когда я ее догоняю, подбрасываю, щекочу и переворачиваю, визжит от восторга!

3. Помочь малышу осознать свое тело

Когда ребенок рождается, он осознает свое тело как шар со «щупом» в области носогубного треугольника. Это ощущение достается ему в наследство от внутриутробной жизни, когда его тело было компактно сложено в шарообразном животе матери. Носогубный труегольник же связан с самым важным процессом, которым ребенок может в некоторой степени управлять, — сосанием груди.

Остальные части тела, его «инструменты» и функции открываются ребенку позже в процессе взросления. К году ребенок уже хорошо знаком с передней частью своего тела, однако, все еще не знает, что у него выше бровей. Я сейчас хорошо вижу это по своей дочери: она научилась одевать бусы и думает, что в любой предмет с отверстием можно продеть голову, например, в колечко от пирамидки. Наверняка вы также могли наблюдать, как малыш задевает макушкой стол, пытаясь пройти под него.

Осознание тела у ребенка развивается во взаимоотношениях с матерью с первых мгновений жизни. Эти взаимоотношения в здоровом варианте максимально телесны, что особенно важно в первые пол года, когда ребенок еще не овладел руками и не может ощупать себя сам. Но и после этого, имейте в виду, что до осознания своей спины малышу еще год, полтора.

Осознание своего тела ребенком связано с развитием его опорно-двигательного аппарата, освоением ползания и ходьбы, ловкостью, безопасностью в движении, уверенным ощущением себя в пространстве, в том числе, на высоте. Благополучное развитие в этом направлении даст базу для активного, спортивного образа жизни.

4. Научить малыша следованию

Следование — это безопасная модель поведения ребенка на «чужой» территории — то есть, вне дома. Для ребенка такое поведение является естественным, это подтверждают наблюдения за жизнью народов, живущих природной жизнью, где дети воспитываются «сами по себе». Например, Жан Ледлофф в своей знаменитой книге « » пишет о том, что дети индейцев Екуана следуют за матерями по джунглям так, что последним нет нужды оглядываться. Детей специально не обучают следованию, но в отличие о того, что мы видим на детских площадках, индейским малышам не приходит в голову убегать от мам.

В чем секрет? Есть мнение, подтвержденное опытом многих матерей, практикующих естественное родительство, что следование начинает осваиваться ребенком у груди. Вообще, поведение у груди — это широкое поле для воспитания и очень большая тема для обсуждения. Подпишитесь на обновления блога, если не хотите пропустить)

Так вот. Секрет в правильном захвате ребенком груди, что является одним из необходимых условий успешного грудного вскармливания. При таком захвате носик малыша оказывается прижатым к груди. Замечали, что все младенцы курносы? Да, даже те, которые во взрослой жизни будут иметь нос крючком. Это предусмотрено природой специально для того, чтобы было удобно дышать, пока носик прижат к материнской груди.

Это казалось бы незначительное прикосновение на самом деле учит ребенка следовать за грудью, то есть за матерью. Помните, для новорожденного понятие груди и матери тождественны, это потом он поймет, что мать — это гораздо больше, чем просто грудь) Плюс из всего своего тела он осознает только носогубный треугольник, так как его главный процесс жизнедеятельности — сосание молока. Именно поэтому все, что «происходит» на территории этого крошечного треугольника, так важно для малыша.

5. Помочь ребенку занять правильное место в семейной иерархии

Большинство млекопитающих животных живет в иерархических группах, и человек не исключение. Маленький малыш гораздо ближе к миру животных, чем мы с вами, так как он еще не научился быть человеком. Он развивается согласно своей биологической, естественной программе. Часть этой программы заключается в том, чтобы определить свое место в семейной иерархии, ответить на вопрос «Кто здесь главный»?

Прикосновение — это один из способов невербального общения. На этом языке ребенок и задает свой вопрос «Кто здесь главный?» Когда ребенок дотрагивается до вас, он ждет, что вы ему ответите тем же. Тот, кто коснулся последним, тот и «главный». Если вы этого не делаете, может последовать череда более интенсивных воздействий по нарастающей. В крайней степени запущенности ребенок может лупить маму, кусаться, скакать по ней, самостоятельно вынимать ее грудь на людях.

Почему так происходит — это очень важный вопрос и он стоит размышлений. Но в рамках этой статьи мы поговорим лишь о том, как это «лечится» именно прикосновениями:

  • Возьмите в привычку дотрагиваться до ребенка при каждом удобном случае, делайте это, преследуя цели о которых говорилось выше в этой статье, вкладывайте в них любовь.
  • Придайте вашим прикосновениям покровительственный характер — погладить по голове, потрепать по плечу или по щеке.
  • Следите, чтобы ваше касание всегда было последним и чтобы оно было сверху. Например, если ребенок играючи ползает по вам, пока вы лежите на диване — так же играючи схватите его, переверните на спинку, так чтобы вы сами оказались сверху малыша, пощекочите или поцелуйте его животик.
  • Пресекайте неприятные действия в отношении вас, показывайте, что вы чувствуете при этом. В крайнем случае, можно остановить действие, уверенно перехватив руку малыша, и глядя в глаза, простыми словами твердо сказать, что вы не одобряете это действие. При этом дождитесь, пока малыш не отведет глаза первым. В этих действиях должна быть любовь и твердость, но никак не агрессия. Чтобы правильно рассчитать «силы», имеет смысл настроиться на любовь прежде чем начать действовать.

Эти советы «выдернуты» из разных областей знаний о психологии и физиологии ребенка. Они любопытны сами по себе, но для того, чтобы их правильно понимать и применять, нужна целостная картина в голове. Моя позиция в том, что материнству сегодня нужно учиться. Статьи этого блога вам в помощь, подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить. Так, я рекомендую курсы врача Ирины Жгаревой:

«Подготовка к беременности и родам »

«Естественное родительство: мифы и рифы»

«Секреты счастливого материнства »

Была ли вам полезна эта статья? Знали ли вы раньше об этих удивительных ролях прикосновений в развитии малышей? Уверена, многое из этого вы используете по наитию... расскажите об этом в комментариях!

Искренне ваша, Елена Калашникова

Прикосновения являются для нас генетически первым, исходным каналом коммуникации. Еще до того, как ребенок обретет способность к визуальному, аудиальному, речевому, жестикуляционному общению взрослые взаимодействуют с ним лишь посредством тактильного контакта. Родители и ребенок в самом начале его жизни строят свои взаимоотношения посредством прикосновений. З. Фрейд в своей теории психосексуального развития полагал, что именно в этой первой стадии жизни, которую он назвал оральной фазой, когда у ребенка преобладают тактильные ощущения, закладываются основы психической конституции человека, складываются предпосылки его психического здоровья и нездоровья.
По мнению некоторых исследователей, например Харлоу (1971), прикосновения, или телесный контакт являются биологической потребностью, удовлетворение или неудовлетворение которой оказывает влияние на формирование у человека привязанности и любви. Монтегю (1972) считает, что прикосновение является самым непосредственным способом эмоционального взаимодействия, и поэтому он рассматривает кожную стимуляцию в качестве фундаментального и существенно важного элемента здорового развития каждого организма.
Но необходимо отметить и другое. В обществе прикосновения как средство коммуникации строго регламентированы и являются предметом социальных норм и табу, которые меняются от культуры к культуре. Регламентация в наибольшей степени касается прикосновений к лицу, голове, интимным участкам тела (Изард К., 1980).
Прикосновения, использующиеся в социальных взаимодействиях, подразделяются на несколько видов. Существуют прикосновения, обусловленные профессиональной деятельностью. Так, например, врачи, парикмахеры, закройщики, спортивные тренеры прикасаются к другим людям, выполняя свои профессиональные обязанности, т. е. чисто функционально.
Еще один вид прикосновений является социально обусловленным и носит ритуальный характер. Это могут быть рукопожатия, принятые в европейской культуре, взаимные потирания
Семечкин Н.И. Социальная психология
носами, напоминающие обнюхивание, как в некоторых островных культурах, поцелуи в плечи (как в Индии), в лоб, в щеки (как в Европе и в России) и т. д.
И, наконец, третий вид прикосновений носит более интимный, личностно окрашенный характер, свидетельствуя о близких отношениях между людьми - о родстве, дружбе, любви, знакомстве, сексуальной связи.
В целом, мужчины и женщины прикасаются друг к другу с одинаковой частотой, но существуют и специфические различия, обусловленные некоторыми, в частности возрастными факторами. Джудит Холл и Элен Веккиа сообщают, например, что в разнополых парах до 30 лет к тактильному контакту мужчины прибегают чаще, чем женщины. В более позднем возрасте инициативу прикосновений в разнополых парах перехватывают женщины. Исследовательницы обнаружили также, что мужчины предпочитают касаться кистей рук, в то время как женщины - самой руки (Hall J. & Veccia А., 1990).
Однако мужчины и женщины неодинаково реагируют на прикосновения, что обусловлено различиями в социализации и, как следствие, разницей в восприятии собственного статуса. Так, например, в исследовании, проведенном в одной из университетских библиотек (США), служащие должны были либо прикасаться, либо не прикасаться к рукам студентов, меняющих книги. Те студентки, к рукам которых прикасались служащие, реагировали на это позитивно. И сама библиотека, и библиотекари им нравились больше, чем тем студенткам, к которым служащие не прикасались. Студенты же (мужчины) не реагировали возросшей симпатией к библиотеке и служащим в ответ на прикосновение (Fisher J. at all., 1976).
В другом исследовании Шерил Уитчер и Джефри Фишер продемонстрировали еще более впечатляющие гендерные различия в реакциях на прикосновение. Обслуживающий персонал одной из университетских клиник на востоке США во время предоперационных обследований либо интенсивно прикасался, либо почти не прикасался к пациентам и пациенткам. Вообще-то, прикосновения как таковые являются частью профессиональных обязанностей медперсонала, поэтому ничего необычного в самом факте прикосновений не было. Исследователи контролировали лишь независимую переменную - частоту и длительность тактильных контактов персонала с больными. Планом исследования предусматривался опрос пациентов сразу же после операции и изучение их психического и соматического состояния.
В результате опроса и исследования постоперационного состояния женщин был выявлен поразительно очевидный положительный эффект от интенсивных предоперационных прикосновений. Те пациентки, к которым активно прикасались, сообщали, что меньше боялись операции. Уровень кровяного давления у них в постоперационный период был почти нормальный. Словом, по всем показателям их состояние было лучше, чем у тех пациенток, к которым врачи и сестры прикасались мало.
Прямо противоположный эффект от прикосновений продемонстрировали пациенты- мужчины. Те из них, к кому до операции много прикасались, отреагировали на это резко негативно, и в частности высоким уровнем кровяного давления. Тогда как в контрольной группе больных-мужчин, к которым прикасались мало, показатели постоперационного состояния были гораздо лучше.
Таким образом, можно сделать вывод, что женщины, как правило, более положительно, чем мужчины реагируют на прикосновение. Бренда Майор полагает, что существующие здесь гендерные различия аналогичны статусным различиям в реакциях на прикосновение. Когда статус двух людей приблизительно одинаков или когда он неопределен, тогда на прикосновение мужчины реагируют "по-мужски", т. е. отрицательно, а женщины - "по-женски", т. е. положительно. Но в том случае, если очевидно высокостатусный человек прикасается к низкостатусному, то реакция последнего обычно бывает позитивной вне зависимости от того, какого он пола. Следовательно, как мужчины, так и женщины воспринимают прикосновения высокостатусного лица одинаково "по-женски", т. е. положительно (Major В., 1981).
Понятно поэтому, что прикосновения могут сообщить постороннему наблюдателю о социальном статусе взаимодействующих людей. Тот, кто прикасается к собеседнику, явно занимает доминирующее положение, имея более высокий статус, чем тот, к кому прикасаются. И, действительно, легко представить, например, что руководитель похлопывает сотрудника или сотрудницу по плечу или по другому какому-нибудь месту. И затруднительно вообразить, что это же проделывает сотрудник, разговаривая с руководителем.
Таким образом, прикосновения, подобно другим невербальным средствам общения, могут служить источником информации как о собеседниках, так и о самом процессе коммуникации.

В данной статье рассмотрим, что такое тактильный контакт новорожденного с мамой, для чего он, почему этот контакт необходим, и маме и ребенку.

Зачем тактильный контакт ребенку и маме

Будем рассматривать и медицинские причины, и психологические.

  • Тактильный контакт с мамой нормализует температуру тела новорожденного.
  • Нормальзуется сердечный ритм и артериальное давление.
  • Повышается уровень сахара в крови малыша.
  • Успокаивает ребенка, дает ему ощущение безопасности.
  • У ребенка в крови снижается уровень гормонов стресса.
  • Организм малыша заселяется бактериями мамы (это полезно).
  • Проще наладить .

На опыте выхаживания недоношенных деток, отмечено, что дети, которые контактировали с родителями (и мамой, и папой) почаще, «кожа к коже» лучше набирали вес, легче переваривали пищу.

Больше шансов, что при первых попытках ГВ ребенок правильно возьмет грудь, высосет больше молока (тем самым облегчая начало процесса ГВ).

Кроме того, если ребенок сразу правильно берет грудь, то у мамы больше вероятности «остаться с неповрежденными сосками».

  • Ребенок (это проверено) в разы меньше плачет. Можно сказать, что он, если ничего не болит, не плачет вообще. Это дает маме возможность ощутить приятные эмоции от материнства «прямо сейчас».
  • От тактильного контакта (так же, как и от грудного вскармливания) у мамы выделяются гормоны пролактин и окситоцин, - гормоны счастья и любви. То есть, природой так задумано, чтобы мама держала малыша побольше на руках, и была от этого счастлива.
  • Многие молодые мамы жалуются, что они не могут спать нормально, так как вскакивают все время к ребенку, который . Дорогие мамы, пожалейте себя и ребенка! Если ребенок спит у Вас на руках и просыпается, как только Вы его кладете в кроватку, - разве это не призыв к действию J? Положите ребенка на себя, или , или на живот мужу,- как удобно, и спите. Поверьте, вся семья не будет никуда вскакивать и будет нормально спать.

Пример. Я с первым ребенком просыпалась ночью, по часам, брала его, кормила, потом ходила 20 минут, держа его столбиком и укачивая, и потом клала в кроватку. И даже это было иногда очень тяжело, и я не высыпалась. При этом я не работала (была в декрете). А со вторым ребенком я просто «жила вместе с ним», мы спали, кормились, я постоянно его держала на руках или в слинге, или просто рядом с собой. При этом я работала (дома), и ни дня не выключалась из рабочего процесса. И, могу сказать, что чувствовала я себя гораздо более отдохнувшей и полной сил. Несмотря на двух уже детей, работу и ребенка на руках. Я нормально спала, малыш (у меня такое впечатление) практически совсем не плакал. Когда у сына активно прорезывались зубы, я на несколько ночей «переезжала» с ним на пол, и спала там, так было удобнее, потому как он почти всю ночь прикладывался к груди. И я, и вся остальная семья в это время спокойно спала, так как ребенок был рядом со мной и не беспокоился.

  • Случается, что у мамы происходят перебои с выработкой молока. И в этих случаях также огромное значение имеет телесный контакт мамы и ребенка. Если постоянно держать малыша, гладить его, выкладывать на себя «кожа к коже», купаться с ним, - то паузы в лактации проходят быстрее, или их не бывает вовсе.
  • Нормально налаженный тактильный контакт способствует тому, что мама все лучше и лучше начинает понимать ребенка, чувствовать его. А чем больше взаимопонимания,- тем больше счастья и радости приносит материнство.
  • Отмечено, что у малышей, которых гладят и носят, проще проходят разные заболевания (простуды, например).

Пример. Я сама с удивлением отмечала этот факт. Старший ребенок ходил в детский сад, как раз в то время, когда младший был в возрасте 1-3 месяцев. И частенько старший «притаскивал» из сада всякие болячки. И «болезнь» младшего при этом развивалась примерно так: сутки температуры, около 38-39. В это время я держала его все время «при себе» давала грудь при малейшем требовании. Ребенок ел и засыпал. Так проходили сутки примерно, и все. Он таким образом, видимо, перебарывал вирус и приходил в нормальное состояние.

  • Нужно понимать, что 9 месяцев ребенок пробыл в мамином животе, в полной защищенности и безопасности. И первейшая задача мамы после родов восстановить это ощущение у ребенка. Только рядом с мамой (на руках, под боком, у мамы на груди) ребенок снова ощутит защищенность и безопасность.
  • Ученые утверждают, что важно вызвать у новорожденного первое ощущение доверия к миру. А это проще всего сделать тогда, когда ребенок сразу попадает к маме и постоянно пребывает с ней.
  • Бывает так, что из-за тяжелых родов, например, мама настолько лишена сил, что ей просто не в радость все, что происходит. Она делает все необходимые манипуляции с ребенком, но старается свести общение к минимуму. И в этом случае, совет тот же: чаще брать ребенка и держать рядом с собой (лежа), или на руках. Побольше его касаться, класть малыша на себя (желательно кожа к коже). Это все нужно и малышу, и маме. Именно тактильный контакт запустит выработку нужных «счастливых» гормонов, и поможет в налаживании ГВ. И мама сама не заметит как из состояния «все очень-очень плохо» перенесется в счастливый мир материнства.

Привязывайте малыша к себе в , если позволяет здоровье спины, пользуйтесь . Малыш хочет быть постоянно в Ваших объятьях.

Как выполнять тактильный контакт

Ничего сложного в постоянном тактильном контакте нет. Это не какие-то специальные надуманные действия, а просто обычная и понятная деятельность вместе с ребенком.

Приведу основные примеры действий.

Что бывает без тактильного контакта

Как известно, новорожденный ребенок вообще не ощущает времени. Для него нет «минуты» или «пяти минут». Для него все эти отрезки переживаются как настоящая вечность. Пожалуйста, помните об этом, когда «добрые» советчики будут Вам говорить что то вроде: "ну поплачет минуту, чего ты к нему мчишься", или "поплачет - лучше будет спать", и подобные благоглупости.

Малышу плохо без мамы, плохо в одиночестве. И кроме того, что ему плохо, он еще и не в состоянии оценить, сколько это плохо продлится по времени.

Для ребенка каждый раз «мама ушла навсегда и не вернется». К тому, что мама приходит, он еще только должен привыкнуть. И процесс «привыкания» растянется до шести месяцев точно. Поэтому, - оставлять ребенка в одиночестве, - это стресс для малыша.

Примечание. Хотелось бы немного подробнее остановиться на совете «пусть поплачет». Обычно утверждают, что после плача ребенок «хорошо и крепко заснет». Честно говоря, это полная ерунда. Ребенок не успокаивается, а просто забывается сном без сил, он просто не может больше плакать. И потом, во сне, он еще всхлипывает и вздрагивает. Вы не задумывались, почему младенческий плач так тяжело переносить? Как вариант, именно потому, что его не нужно, и просто таки, нельзя, запрещено природой переносить (терпеть, не реагировать). Нельзя игнорировать плач маленького ребенка, он не балуется, не манипулирует, ему по-настоящему плохо без мамы.

Вы пробыли с ним вместе все девять месяцев, дайте ему привыкнуть, что он уже отдельно, причем привыкнуть комфортно.

Уже все реже (к счастью) встречаются советы не брать на руки ребенка, так как «Вы его приучите к рукам» и «разбалуете». Уже достаточно всего написано об этом, и достаточное количество исследований показали, что ребенок, которому достаточно родительской любви и внимания, гораздо легче «отпускает» родителей, когда приходит время. Ребенок уверен, мама рядом, все хорошо, и спокойно отходит от родителей, может сам играть. Малыш увереннее, спокойнее, жизнерадостнее. Даже просто наблюдая детей на детской площадке, можно видеть (к сожалению) какому малышу родители дают достаточно тактильного контакта, а кому нет.

Дети отличаются сильно, примерно к году это ясно видно. Детки, которых «держат в тактильной изоляции», скорее всего их и кормят по часам, или не кормят грудью вообще,- эти детки двигаются по-другому. Они менее уверенные. Они, к сожалению, чаще дерутся, толкаются. Таким образом, кстати, дети восполняют «дефицит прикосновений». Если тактильного контакта мало, то ребенок будет пытаться контактировать с другими детьми, но по-настоящему играть он же еще не умеет, отсюда и толкания.

Ученые утверждают, что быть с мамой, - это врожденная потребность ребенка. Это не признак «разбалованности» и не следствие того, что ребенка «приучили к рукам». Это внутренняя потребность, свойственная всем человеческим детям, без исключения. Просто одни дети еще более требовательны, чем другие.

Постарайтесь принять эту особенность своего ребенка. Подумайте, кому нужно это относительное «удобство», которым все еще принято хвастаться: «мой ребенок ест и спит по часам, взяла из кроватки, покормила, и снова положила». Вы можете растить ребенка в тактильной изоляции, и брать его на руки «по праздникам». Но зачем так делать? Устраивая себе удобный режим на полгода максимум, чего Вы достигнете в далекой перспективе?

Получится недолюбленный и недоласканный ребенок, травмированный в первые же дни своего появления на свет. И никто не скажет, как именно такой ребенок будет компенсировать то, что ему недодали. Ведь это отдельное человеческое существо, и Вы в ответе за его «старт» в этом мире. Жизнь и так непростая штука, и наше мнение, что ребенка нужно отпускать в нее с запасом любви и ласки.

Важно помнить (и отвечать различным «советчикам») что, нося ребенка на руках, мы его не «балуем», а развиваем. Даем пищу его органам восприятия, «показываем» ему нашу жизнь и деятельность, учим «пребыванию в социуме».

Чтобы полностью понять, как важен для ребенка тактильный контакт, - можно привести в пример детдомовских деток. Ведь весь уход за ними есть (кроме совсем грустных случаев). То есть, их кормят, меняют подгузники, переодевают в чистое. У них есть игрушки. Но их никто не носит на руках, как делала бы мама. И абсолютно здоровые изначально детки, - к году уже начинают задерживаться в развитии. И проявляются все неврологические диагнозы, какие возможно. Я понимаю, что пример детдомовских детей показывает самую крайность, эти дети растут вообще без тактильного контакта, без любви и ласки. Но это ясно показывает, к чему приводит отсутствие тактильного контакта.

Совместите приятное с полезным, делайте малышу небольшой массажик при помощи , используйте нежные ванны с качественными и . Кроха так нуждается в Ваших ласках и заботе сейчас.

Примечание. Возврат продуктов питания и косметических средств возможен только при неповрежденной упаковке.

Очень важно правильно относиться к рекомендациям «ребенок должен». Например, он почему-то «должен» сам засыпать в возрасте 7-9 месяцев. И это прямо камень преткновения какой-то. «Ваш уже спит сам? А как засыпает? Укачиваете на руках? Кошмар, вы же его совсем избаловали!» Если на молодых родителей со всех сторон сыпятся такие «советы», то они могут пробовать переучить своего ребенка. И получат вместо спокойного «ручного» ребенка, плачущего в кроватке. Подумайте, стоит ли оно того? Стоит ли мучать себя и ребенка только для того чтобы «похвастать» его умением? Согласно научным исследованиям, ребенок в 7-9 месяцев (хоть уже и достаточно взрослый) только формирует образ мамы, и пока не сохраняет его в памяти. Поэтому малыш все еще нуждается в том, чтобы чувствовать маму рядом.

Недостаточно ухаживать за ребенком и кормить его. Его нужно обнимать, гладить, любить и проявлять свою любовь. Это, как уже доказано, развивает навыки ребенка, его когнитивные способности, и стимулирует работу мозга в целом. Прикосновения мамы вызывают у ребенка выработку нужных для роста и развития гормонов.

Самое печальное, что из малыша, которого тактильно «недокормили» вырастает подросток, а затем взрослый. И «тактильная недостача» никуда не девается, остается с человеком. Ребенок может выработать определенные навыки «как отвлечься» от тактильного голода. Это, как правило, еда (сладкое), или просьбы/ требования игрушек, и так далее, вплоть до компенсации алкоголем и наркотиками. Ребенку ведь невыносимо ощущать себя недостаточно любимым, он это обязательно будет пытаться компенсировать.

Отсюда, из раннего детства «родом» такие нерадующие вещи к переедание (заедание), склонность к странным (разрушительным) контактам и отношениям, склонность к деструктивному поведению, нежелание и невозможность нормально контакта с миром. Подумайте сами, если малыш растет с ощущением, что самый главный человек, мама, его не любит (не обнимает, ее нет рядом), то какие могут быть ожидания от остального мира в целом?

Примечание. При подготовке данной статьи я читала блог одной довольно известной многодетной мамы. У нее девять детей, из них шесть приемных. Очень интересны ее заметки о том, как меняются детдомовские детки, попадая в домашнюю среду. Она отмечала это со всеми приемными детьми. Когда ребенка только забрали из детдома, у него, как правило, неровной формы головка, все время поджатые пальчики на ногах, вообще общая мышечная зажатость. И прямо «на глазах» просто от ласковых прикосновений (она носила детей в слинге, все время гладила) «разглаживается» большинство проявлений. Выравнивается головка, распрямляется стопа, пальчики, даже косоглазие приходит в норму. Это просто наглядная демонстрация целительной силы любящего прикосновения.

Детей, которых родители мало гладят, мало обнимают, видно, к сожалению. Уже к году можно просто визуально отличить, кому «хватает» тактильного контакта, а кому явно недостает. Почему я пишу «к сожалению»? Потому что это ведь так просто - показать ребенку свою любовь прикосновением. Это не требует каких-то огромных затрат. И это простое действие так много дает и ребенку, и родителям.

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Прикосновения являются для нас генетически первым, исходным каналом коммуникации. Еще до того, как ребенок обретет способность к визуальному, аудиальному, речевому, жестикуляционному общению взрослые взаимодействуют с ним лишь посредством тактильного контакта. Родители и ребенок в самом начале его жизни строят свои взаимоотношения посредством прикосновений. 3. Фрейд в своей теории психосексуального развития полагал, что именно в этой первой стадии жизни, которую он назвал оральной фазой, когда у ребенка преобладают тактильные ощущения, закладываются основы психической конституции человека, складываются предпосылки его психического здоровья и нездоровья.

По мнению некоторых исследователей, например Харлоу (1971), прикосновения, или телесный контакт являются биологической потребностью, удовлетворение или неудовлетворение которой оказывает влияние на формирование у человека привязанности и любви. Монтегю (1972) считает, что прикосновение является самым непосредственным способом эмоционального взаимодействия, и поэтому он рассматривает кожную стимуляцию в качестве фундаментального и существенно важного элемента здорового развития каждого организма.

Но необходимо отметить и другое. В обществе прикосновения как средство коммуникации строго регламентированы и являются предметом социальных норм и табу, которые меняются от культуры к культуре. Регламентация в наибольшей степени касается прикосновений к лицу, голове, интимным участкам тела (Изард К., 1980).

Прикосновения, использующиеся в социальных взаимодействиях, подразделяются на несколько видов. Существуют прикосновения, обусловленные профессиональной деятельностью. Так, например, врачи, парикмахеры, закройщики, спортивные тренеры прикасаются к другим людям, выполняя свои профессиональные обязанности, т. е. чисто функционально.

Еще один вид прикосновений является социально обусловленным и носит ритуальный характер. Это могут быть рукопожатия, принятые в европейской культуре, взаимные потирания


носами, напоминающие обнюхивание, как в некоторых островных культурах, поцелуи в плечи (как в Индии), в лоб, в щеки (как в Европе и в России) и т. д.

И, наконец, третий вид прикосновений носит более интимный, личностно окрашенный характер, свидетельствуя о близких отношениях между людьми – о родстве, дружбе, любви, знакомстве, сексуальной связи.

В целом, мужчины и женщины прикасаются друг к другу с одинаковой частотой, но существуют и специфические различия, обусловленные некоторыми, в частности возрастными факторами. Джудит Холл и Элен Веккиа сообщают, например, что в разнополых парах до 30 лет к тактильному контакту мужчины прибегают чаще, чем женщины. В более позднем возрасте инициативу прикосновений в разнополых парах перехватывают женщины. Исследовательницы обнаружили также, что мужчины предпочитают касаться кистей рук, в то время как женщины -самой руки (Hall J. & Veccia A., 1990).

Однако мужчины и женщины неодинаково реагируют на прикосновения, что обусловлено различиями в социализации и, как следствие, разницей в восприятии собственного статуса. Так, например, в исследовании, проведенном в одной из университетских библиотек (США), служащие должны были либо прикасаться, либо не прикасаться к рукам студентов, меняющих книги. Те студентки, к рукам которых прикасались служащие, реагировали на это позитивно. И сама библиотека, и библиотекари им нравились больше, чем тем студенткам, к которым служащие не прикасались. Студенты же (мужчины) не реагировали возросшей симпатией к библиотеке и служащим в ответ на прикосновение (Fisher J. at all., 1976).

В другом исследовании Шерил Уитчер и Джефри Фишер продемонстрировали еще более впечатляющие тендерные различия в реакциях на прикосновение. Обслуживающий персонал одной из университетских клиник на востоке США во время предоперационных обследований либо интенсивно прикасался, либо почти не прикасался к пациентам и пациенткам. Вообще-то, прикосновения как таковые являются частью профессиональных обязанностей медперсонала, поэтому ничего необычного в самом факте прикосновений не было. Исследователи контролировали лишь независимую переменную – частоту и длительность тактильных контактов персонала с больными. Планом исследования предусматривался опрос пациентов сразу же после операции и изучение их психического и соматического состояния.

В результате опроса и исследования постоперационного состояния женщин был выявлен поразительно очевидный положительный эффект от интенсивных предоперационных прикосновений. Те пациентки, к которым активно прикасались, сообщали, что меньше боялись операции. Уровень кровяного давления у них в постоперационный период был почти нормальный. Словом, по всем показателям их состояние было лучше, чем у тех пациенток, к которым врачи и сестры прикасались мало.

Прямо противоположный эффект от прикосновений продемонстрировали пациенты-мужчины. Те из них, к кому до операции много прикасались, отреагировали на это резко негативно, и в частности высоким уровнем кровяного давления. Тогда как в контрольной группе больных-мужчин, к которым прикасались мало, показатели постоперационного состояния были гораздо лучше.

Таким образом, можно сделать вывод, что женщины, как правило, более положительно, чем мужчины реагируют на прикосновение. Бренда Майор полагает, что существующие здесь тендерные различия аналогичны статусным различиям в реакциях на прикосновение. Когда статус двух людей приблизительно одинаков или когда он неопределен, тогда на прикосновение мужчины реагируют "по-мужски", т. е. отрицательно, а женщины – "по-женски", т. е. положительно. Но в том случае, если очевидно высокостатусный человек прикасается к низкостатусному, то реакция последнего обычно бывает позитивной вне зависимости от того, какого он пола. Следовательно, как мужчины, так и женщины воспринимают прикосновения высокостатусного лица одинаково "по-женски", т. е. положительно (Major В., 1981).

Понятно поэтому, что прикосновения могут сообщить постороннему наблюдателю о социальном статусе взаимодействующих людей. Тот, кто прикасается к собеседнику, явно занимает доминирующее положение, имея более высокий статус, чем тот, к кому прикасаются. И, действительно, легко представить, например, что руководитель похлопывает сотрудника или сотрудницу по плечу или по другому какому-нибудь месту. И затруднительно вообразить, что это же проделывает сотрудник, разговаривая с руководителем.

Таким образом, прикосновения, подобно другим невербальным средствам общения, могут служить источником информации как о собеседниках, так и о самом процессе коммуникации.


Межличностная дистанция

Межличностное пространство, которое обычно сохраняется между людьми во время общения, как полагает К. Изард, имеет, возможно, в своей основе социокультурные нормы, регулирующие тактильные контакты (Изард К., 1980). Следовательно, межличностную дистанцию можно рассматривать как такое средство коммуникации, которое производно от тактильного канала общения. Пространство между людьми несет в себе смысловые, психологические значения, поэтому антрополог Эдвард Холл (1966), вероятно, наиболее авторитетный специалист в области исследований межличностной дистанции, дал ей название "психологии пространства". Им же составлена наиболее известная сегодня классификация дистанций, или зон межличностного взаимодействия. Правда, она отражает, в основном, те культурные нормы, которые существуют у североамериканцев, поскольку создавалась на основе наблюдений поведения американцев.

Холл выделяет четыре основные дистанции, которые служат показателем того, какого рода отношения связывают взаимодействующих людей, и которые получили, соответственно, названия: интимная, личностная, социальная, официальная (публичная).

Интимная зона – это расстояние между людьми от непосредственного соприкосновения до 0,5 метра. Такая дистанция свидетельствует об очень близких отношениях собеседников. Разумеется, за исключением тех случаев, когда незнакомые люди оказываются тесно скученными не по своей воле в общественном транспорте, в магазинах, на стадионах и т. д. Такое вынужденное уменьшение межличностного пространства вызывает у человека обычно ощущение дискомфорта, поскольку в толпе возникает тесный физический контакт с совершенно незнакомыми людьми.

Личностная зона – устанавливается в пределах от 0,5 до 1,25 метра. Она характерна для общения людей, имеющих дружеские отношения, или между близко знакомыми индивидами.

Социальная зона – она более протяженная и простирается примерно от 1,25 до 3,5 метров. Такое расстояние сохраняется людьми, например, в деловых взаимоотношениях или других социальных взаимодействиях. Эта дистанция поддерживается, скажем, во время взаимодействия покупателя и продавца, студента и преподавателя и т. д. Причем крайний предел данной зоны свидетельствует либо о весьма формальных, либо о достаточно напряженных отношениях.

Официальная (публичная) зона – она колеблется в пределах от 3,5 до 7,5 метров. Данная дистанция свидетельствует о совершенно официальном характере общения. Это могут быть дистанции во время публичных выступлений, общения с официальными лицами, торжественных ритуализованных мероприятий.

Классификация Холла свидетельствует о том, что наиболее близкие отношения предполагают наименьшую межличностную дистанцию. Более того, дистанция между друзьями и хорошими знакомыми имеет тенденцию к уменьшению, в отличие от оптимальной дистанции, сохраняющейся между незнакомыми людьми. Поскольку степень близости и межперсональная дистанция столь тесно связаны между собой, мы часто используем дистанцию для передачи другим людям своего отношения к ним. Посредством дистанции можно также устанавливать новые и изменять старые, уже сложившиеся отношения. Если вы, например, хотите по какой-либо причине установить с человеком более близкие отношения, то, скорее всего, общаясь с ним, попытаетесь уменьшить расстояние между ним и собой. И, наоборот, когда человек вам не нравится, то вы, вероятно, поведете себя иначе и будете "держать дистанцию".

Этот поведенческий эффект нашел подтверждение в исследованиях, и, в частности, в эксперименте Говарда Розенфельда, который просил участниц (студенток) пообщаться с каким-нибудь собеседником (обычно тоже студентом, помощником исследователя). В одном случае студентки должны были выказывать собеседнику свое дружеское расположение, в другом -избегать проявления дружеских чувств. В первой ситуации студентки садились в метре-полутора метрах от ассистента исследователя, во второй – в двух-двух с половиной метрах (Rosenfeld G., 1965).


Здесь необходимо сразу уточнить, что у некоторых людей "чувство дистанции" может быть нарушено. Проявляется это либо в том, что собеседник, не отдавая себе в том отчета, приближается настолько близко, что буквально дышит вам в лицо, что, разумеется, заставляет вас отступать шаг за шагом. И тогда со стороны ваша беседа будет напоминать исполнение танца "тустеп". Другое проявление "сбитого чувства дистанции" обнаруживается в противоположной тенденции, когда собеседник предпочитает разговаривать с дистанции в три и более метра, так что вам приходится напрягать и слух, и голос, чтобы слышать и отвечать ему.

Конечно, этот ваш собеседник может оказаться человеком с вполне здоровым и нормальным чувством дистанции, но выходцем из Латинской Америки, Средиземноморья, Индии или из других стран, где высокая плотность населения. Во всех этих странах и регионах устанавливается меньшее, чем в северной Европе или в Северной Америке межперсональное пространство (Атватер И., 1988). В целом, здесь просматривается такая закономерность: чем большая плотность населения в стране, тем меньшая межличностная дистанция устанавливается людьми при общении. И наоборот. Эта закономерность нашла отражение в традициях и культурных нормах.

Межличностная дистанция может сообщать не только о степени близости между людьми или о типе социального взаимодействия. Она служит также индикатором социального статуса общающихся людей. Люди, равные по статусу, как правило, стоят ближе друг другу, чем люди с различным социальным статусом Чем значительнее различие статусов людей, тем большая межличностная зона устанавливается между ними. Причем если низкостатусный индивид обычно всегда "соблюдает дистанцию", то высокостатусный может позволить себе самостоятельно определять межличностное пространство во взаимоотношениях с низкостатусным. Как видим, в данном случае проявляется та же тенденция, что и в использовании прикосновений.

Кроме того, некоторые авторы сообщают, что межличностная зона в определенной мере зависит от тендерной и возрастной принадлежности взаимодействующих людей. Так, например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают находиться на большем расстоянии от собеседника. Женщины, обычно, сидят или стоят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины (Атватер И., 1988).

В целом же, люди с нормальным чувством дистанции обычно удобно чувствуют себя в тех случаях, когда находятся на таком расстоянии друг от друга, которое соответствует их представлениям как о степени близости и знакомства между ними, так и о существующем в данный момент типе социальных отношений – словом, их представлениям о социальных нормах.