Требовательность к ребенку: плюсы и минусы. Когда высокая требовательность к себе и другим становится нездоровой Требовательный характер

Как воспитать волю и характер Рувинский Леонид Изотович

Требовательность к себе - залог успеха в воспитании воли

Конечно, не каждому из вас суждено совершать великие подвиги, но в повседневной жизни рано или поздно каждому придется делать моральный выбор и не однажды. Такой выбор неизбежен. Как вы поступите каждый раз?

Сможете ли вы проявить принципиальность? Не побоитесь ли испортить отношения, если это потребуется? Пройдете ли вы мимо, когда на ваших глазах совершается несправедливость или погибает ваш друг или знакомый, занимаясь не совсем деликатными делишками?

Если вы даже просто выйдете из ситуации, т. е. сделаете вид, что ничего не заметили, пройдете мимо гибнущего или несправедливости, свидетелем которой вы являетесь, и будете тешить себя мыслью о том, что в следующий раз вы обязательно поступите более благопристойно, то вы глубоко заблуждаетесь. В другой раз вы не поступите лучшим образом. Во-первых, сработает закон инертности, привычка не волновать себя лишними хлопотами. Во-вторых, человеческая мораль такова, что каждый поступок либо укрепляет ее, либо расшатывает, ослабляет.

Дело в том, что в жизни не бывает черновиков. Жизнь пишется сразу набело. И каждый наш поступок оставляет свой след (иногда на всю жизнь) не только в нашей душе, но и в судьбе окружающих нас людей. Следует помнить всегда и о том, что многие поступки имеют необратимый характер как по воздействию на формирование нашей нравственности, так и по последствиям, касающимся тех, кого они затрагивают.

Вот почему с точки зрения самовоспитания лучших нравственных качеств мы всегда должны быть абсолютно честными по отношению к самим себе. Ни один наш поступок не должен проходить бесследно ни для нас самих, ни для окружающих.

Однажды после школьного вечера десятиклассник Ястребов побил девятиклассника Толю С. за то, что он танцевал с Зоей. Одноклассники Толи собрались обсудить сложившуюся ситуацию. Вперед выступил Виталий Г. - один из самых физически слабых учеников: «Садист этот Ястребов. Я пойду и скажу ему об этом в глаза!»

С этими словами Виталий подбежал к Ястребову, стоявшему в коридоре со своими одноклассниками и бросил ему в лицо: «Ты садист». С этого дня, приходя в школу, Ястребов каждый раз видел надпись на классной доске: «Ястребов - садист».

Однажды Ястребов дождался Виталия и предупредил: «Еще раз напишешь - пеняй на себя».

На следующий день, войдя в класс, первое, что увидел Ястребов, была надпись во всю доску: «Ястребов - садист». В классе были почти все учащиеся, но никто из них надпись не стер, и, когда вошел Ястребов, воцарилась мертвая тишина. Все молча смотрели на доску и на Ястребова, и он увидел осуждение в их глазах, молчаливую неприязнь. Он не выдержал и несколько дней не приходил в школу. Потом извинился перед Толей С, Виталием, объяснился с одноклассниками.

Главным героем здесь был Виталий, который проявил смелость и мужество, не побоялся встать на защиту своего одноклассника и победил.

Разве этот пример не говорит о том, что возможности для проявления мужества, смелости и других волевых качеств не надо искать, они - на каждом шагу, и настолько было бы приятнее жить всем нам, если бы каждый из нас не проходил мимо подобных случаев, а самоотверженно реагировал на любой случай несправедливости, пытался бы помочь другому.

В «Комсомольской правде» были опубликованы два письма. В одном из них, присланном из Ворошиловградской области, Светлана X. пишет: «Я хорошистка, комсорг школы, стараюсь всегда быть «на высоте». Я дружила с парнем из нашего класса. Но однажды я узнала, что он участвовал в избиении человека. Узнав об этом, я не стала дружить с ним».

А вот другое письмо, его прислал Костя Ф. из Саратова: «Теперь даже стыдно вспомнить, как, я жил... Но потом встретил Жанну. Вроде обыкновенная девчонка, но это лишь на первый взгляд. Я предложил ей дружбу, и она согласилась. Это не удивило моих друзей. Они считали: «атаману» никто не откажет. Много пришлось перенести Жанне, но она сделала меня человеком.

Скоро - армия. Постараюсь служить честно, чтобы ей не было стыдно за меня.

Возможно, я ничего не доказал своим письмом. Но мне хотелось, чтобы мои сверстники, которым сейчас 16-17 лет, знали, что и они могут спасти человека».

Казалось бы, ситуации в обоих случаях схожие. Но посмотрите, как неодинаковы поступки девушек. Одна спокойно отошла от человека, причем далеко не безразличного ей, когда узнала о совершенном им неблаговидном поступке. Ее уже не интересовала дальнейшая судьба друга.

А другая?

Хорошо зная, что парень, предлагающий ей дружбу, «атаман» уличной компании, Жанна не отвергла его дружбы. Она проявила гражданскую самоотверженность, выдержку, целеустремленность, затем использовала всю силу влияния завязавшейся между ними дружбы и сумела вытащить его из уличной компании, сделать человеком. Что же помогло Жанне активизировать свою волю? Бесспорно, ее нравственные качества: доброта, стремление помочь человеку.

Можно смело сказать - Жанна совершила нравственный поступок. Она продемонстрировала моральную готовность к свершению подвига, если этого потребуют обстоятельства. Моральная готовность к подвигу даже в будничной жизни - высшее проявление силы духа, олицетворение лучших качеств человека, проявление его гражданской зрелости. К этому мы должны стремиться.

Философ Д. А. Волкогонов заметил: «Личность, которая не ставит перед собой самую высокую нравственную цель, возможно, не рискует потерпеть моральное поражение. Но... она не может и одержать победы».

Справедливые слова!

Вдумайтесь в их содержание!

Сколько ошибок было бы предотвращено, сколько человеческих судеб не было бы загублено, если бы мы смолоду ставили перед собой высоконравственные цели! Как обидно, что нередко мы осознаем это слишком поздно! Понятно, что вам, молодым, здоровым, красивым кажется все по плечу, весь мир раскрыт перед вами Вы достигли совершеннолетия, это открывает перед вами такие возможности и перспективы! Дух захватывает! Хочется быть сильной личностью, хочется быть раскованным! Поскорее выйти из-под опеки родителей, учителей и вообще взрослых: «Мы уже сами совершеннолетние и все понимаем!»

И вот некоторые из вас идут в уличные компании, чтобы проявить свое «я», показать, что ты уже личность. Некоторых подобные компании привлекают тем, что там господствует культ силы. Студент Сергей Тепляков из Тбилиси в своем письме в «Комсомольскую правду» объясняет: «Человеку часто бывает нужен вожак, несмотря на то, что вожак компании отнюдь не всегда хочет тебя выслушать, а часто не прочь и сам унизить, зато ты рядом с ним можешь почувствовать себя сильным, отыграться на других в баре, на танцплощадке. Естественно, приятно посещать места скопления молодежи без страха быть униженным. Подобные компании задираются на людей, явно не могущих дать отпор».

Понятно ваше стремление к самостоятельности, но хочется предупредить вас, юные друзья, что подобные компании наносят вам непоправимый нравственный урон. Об этом говорят ваши же сверстники, которые нашли в себе силу воли порвать с такими друзьями. Вот мнение одного из них: «В компании собутыльников ты невольно перестраиваешь свое мировоззрение и уже не можешь уважать людей, не умеющих работать кулаками, даже если они добры, интеллектуальны и порядочны». Комментарии, как говорится, излишни. Конечно, следует только приветствовать ваше стремление стать личностью, но не в том смысле, как это понимают некоторые.

Всем вам, должно быть, хорошо знаком известный артист Михаил Ульянов. А знаете ли вы, какой смысл он вкладывал в роль Наполеона? Внимательно вдумайтесь: «Все дозволено» - лозунг не гения, но злодея, суперменство - дорога к гибели... Там, где попраны личности вокруг, ты уже не личность и сам...»

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Глава семнадцатая, в которой автор докажет, что оптимизм – залог успеха в саморегулировании. Я сам в течении многих лет занимаюсь саморегуляцией и, скорее всего, уже никогда не брошу это дело. Связано это с тем, что психическая саморегуляция помогла мне сделать себя и

Из книги Воспитание сына автора Элиум Дон

Глава 3 Как добиться успеха в воспитании мальчика: сила культуры Отец сказал: ты времени, сынок, не пожалей Дитя послушать у себя внутри. Свою дорогу пусть оно отыщет средь людей, А ты ему немного помоги. И, на мгновенье сердце отворив, Дитя там постарайся сохранить, Чтоб

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

О воспитании воли В годы моего детства среди детей и молодёжи было популярно «закалять волю». Героями тогда считались люди, способные преодолевать большие трудности за счёт своих личных качеств, а это требовало, конечно, больших волевых усилий. Дети хотели быть похожими

Из книги Мифы и тупики поп-психологии автора Степанов Сергей Сергеевич

Миф 6. Необходимо культивировать в себе оптимистическое отношение к жизни, поскольку пессимизм препятствует достижению успеха и ввергает человека в пучину бед Так называемое позитивное мышление воцарилось в западном обществе благодаря объединенным усилиям Голливуда,

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

Требовательность Отношение Гештальт-терапевта в связи с выражением требований будет меняться в зависимости от индивида и ситуации. Часто он сам может быть требовательным в индивидуальной работе или в групповых упражнениях, тем самым противодействуя торможению

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Требовательность Требовательность также можно понимать как выражении гнева: мстительная сверхнастойчивость в исполнении своих желаний как реакция на ранние разочарования.Вместе с собственно требовательностью в эту же группу можно включить характеристики, благодаря

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Глава третья Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-тип

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их исполнение.Всякому учреждению и предприятию время от времени доводится переживать приход нового руководителя. Событие это обычно важное и интересное. Люди

Из книги Новая психокибернетика автора Мольц Максуэлл

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Глава 2. Как пробудить в себе механизм автоматического успеха Если человек уверенно продвигается в направлении своей мечты и старается прожить жизнь в соответствии со своими представлениями, он непременно добьется успеха, недостижимого для всех остальных. Гэнри Дэвид

Из книги Сила привычки автора Дахигг Чарлз

Часть III Не мешайте себе добиться успеха Чтобы изменить человека, необходимо изменить его представление о самом себе. Абрахам Маслоу Мои поздравления! Вы достигли ключевого этапа на пути к реализации своего видения. К этому моменту – при условии добросовестного

Из книги Эссенциализм. Путь к простоте автора МакКеон Грег

Starbucks и привычка добиваться успеха. Когда сила воли доходит до автоматизма IТрэвису Личу было девять, когда он впервые увидел передозировку у отца. Семья только что переехала в маленькую квартирку в конце переулка - череда бесконечных переездов, совсем недавно они в

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Признание ошибки – залог успеха Одна моя знакомая никогда не спрашивала у прохожих, как ей проехать к нужному месту, потому что боялась признаться, что потерялась. Вместо этого она тратила время и энергию, нарезая бессмысленные круги по городу. Эссенциалист никогда бы

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Родители, проявляющие теплоту и требовательность Родители многих подростков ежедневно подвергаются испытаниям на прочность в осуществлении своих полномочий – они теряют контроль, стоят и бранят строптивых юношу или девушку, которые не хотят ничего слушать. Каким

Из книги автора

Спонтанность и творческий настрой – залог успеха Когда вы научились освобождаться от привязанностей к тому, что уже имеете, вам будет нетрудно ставить перед собой цели, не привязываясь ни к результату, ни к способу его достижения.И все же, если вы привыкли все и всегда

Вопрос, нужна ли требовательность к ребенку в учебе, музыке, спортивных занятиях и т.д., является очень спорным. С одной стороны, многие родители вполне обоснованно боятся, что излишняя мягкость к ребенку приведет к тому, что он ничего не добьется в жизни. С другой стороны, существует такое же справедливое мнение, что давить на ребенка нельзя, чтобы не нанести ему психологическую травму и не внушить ненависть к родителям. Ведь все мы знаем случаи, когда требовательность к ребенку приводила к тому, что он заканчивал институт, который выбрали ему родители, защищал докторскую по специальности, в которой хотели видеть его мама и папа – и на пятом десятке бросал ненавистную работу, чтобы заняться живописью или музыкой.

Так что же лучше – излишняя требовательность к ребенку или слепая мягкость и попустительство?

Модели воспитания детей по степени требовательности к ребенку

Существует два типа воспитания детей по степени требовательности – это «материнский» и «отцовский». Причем не всегда эти типы воплощаются реальными мамой и папой. Бывает так, что «материнский» тип воспитания более присущ папе, а «отцовский» тип – маме. В чем же их различие?

«Материнский» тип – это такой, где требовательность к ребенку сведена до минимума, так как родители дают ему свободу в выборе того, чему уделять большее внимание, и считают, что малыш сам в состоянии себя контролировать и проявлять интерес к определенным предметам и занятиям. Ответственность за учебу и различные секции лежит при таком типе воспитания только на ребенке.

«Отцовский тип» - это полная противоположность «материнского». Здесь требовательность к ребенку проявляется в высшей мере! Только родители решают, чем будет заниматься ребенок, с какой нагрузкой и интенсивностью, и какие трудности он будет преодолевать.

Каковы же плюсы и минусы этих двух моделей воспитания ребенка? В тех случаях, когда требовательность к ребенку невысока, в ребенке воспитывается самостоятельность и ответственность, его самооценке и уверенность в себе не наносится ущерба. Но, в то же время, есть опасность, что малыш ничего не достигнет и будет относиться к учебе «спустя рукава». Ведь ни для кого не секрет, что ребенка нужно направлять (не давить на него, а направлять) и помогать найти себя и сделать то или иное задание. Обычно дети не могут направить себя самостоятельно, проконтролировать и оценить результаты своей работы, поэтому родители иногда должны настоять или повысить планку для малыша. Кстати, даже если ребенок занимается чем-то интересным для себя, без необходимой поддержки он может запросто забросить это занятие.

Если же требовательность к ребенку превышает все мыслимые пределы (как в «отцовской» модели) – это, с одной стороны, очень хорошо, так как в этом случае ребенок вырастет усидчивым и работоспособным. Но, с другой стороны, выросший в условиях постоянного контроля, ребенок всегда будет недоволен собой, у него будет заниженная самооценка, он не сможет адекватно оценивать свои успехи (они всегда будут казаться ему незначительными) и свое состояние – устал он или нет. Чувствуя, что он не имеет права на ошибку, ребенок становится депрессивным, подавленным, не будет уметь отличать свои желания от родительских, и станет упорным тружеником, который не будет щадить ни себя, ни других. Но излишняя требовательность к ребенку может спровоцировать и его активный протест – и тогда родители вообще получат полную противоположность тому, что хотят видеть.

Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что требовательность к ребенку должна быть – но ее нужно дозировать и равномерно распределять.

Как дозировать требовательность к ребенку?

Принцип «золотой середины» можно применить практически везде – в том числе и при воспитании ребенка. И главное, что стоит уяснить – это то, что успехи, достигнутые «из-под палки», под давлением родительской требовательности к ребенку, никогда не станут для него милее и дороже тех, которых он добился в условиях родительской любви и поддержки.

Принцип «золотой середины» подразумевает то, что в том, что, как Вы видите интересно ребенку, что он может и хочет делать, родители имеют права требовать от малыша большего упорства и более высоких достижений. В том же, что ребенку нужно «постольку поскольку», Вы можете не ждать всегда высшего балла. Распределяя таким образом нагрузку, Вы освобождаете своего ребенка от необходимости во всем быть первым, в то же время оставляя ему те области, где он должен быть лучшим! Но, если иногда даже по своей любимой литературе Ваш ребенок вместо привычной «пятерки» приносит «четыре» - не ругайте его и не наказывайте. Помните, что Ваш малыш должен иметь право на ошибку – и должен об этом знать.

Если ребенок не хочет что-то делать – не заставляйте его, а выясните, почему он этого не хочет. Если его решение касается какой-то секции – то твердо скажите, что Вам это не нравится, но решение Вы оставляете за малышом. И ребенок должен понять, что ответственность за его решение полностью лежит на нем! Кто знает – может быть, бросив секцию плавания, он откроет в себе талант гимнаста – и, спустя годы, станет олимпийским чемпионом.

Если же ребенок не хочет выполнять домашнее задание – ни в коем случае не разрешайте ему этого. Для начала, узнайте, почему у него появились такие эмоции, а затем помогите ему сделать его.

Требовательность к ребенку должна быть – без этого никуда. Но важно не перебарщивать и оставлять ребенку время не только для выполнения домашних заданий и посещения десятка секций, в каждой из которых нужно быть лучшим, но и для прогулок, игр и общения со сверстниками и родными. Только в этом случае Ваш ребенок вырастет гармоничной личностью и будет счастлив.

В этой статье будет рассказано о сверхтребовательности к себе. Под термином требование принято понимать действие, которое выражается в категоричных просьбах что-либо выполнить. Это задачи, которые должны быть обязательно решены.

То есть имеются цели, и они должны быть реализованы. Требования могут направляться как к подчиненным как к мужу или жене, так и к ребенку. Однако требование можно направить и к себе.

Благодаря требованиям можно самосовершенствоваться с помощью определенного плана, который имеется в голове. Его формирует сам человек. Люди часто изучают новое и направляются вперед.

Требовательные люди обладают такими качествами, как культура и ответственность. Также у них имеется профессионализм и последовательность.

Помимо этого, люди могут не развиваться как личность и не уметь требовать, то есть быть ответственности, планировать свое будущее, осуществлять свои планы. Они продолжают работать под контролем начальства. Люди занимаются тем, что входит в их обязанности и не предлагают идеи для продвижения организации.

Нередко приходится встречаться с людьми как и в рабочее время, так и вне его, которые говорят, что они разочарованы в определенное время, постоянно ощущают вялость, и теряют интерес к работе.

Расслабьтесь, съездите на природу или на рыбалку. Производитель чехлов ТМ Витан предлагает Вам разнообразные чехлы собственного дизайна и производства. Чехлы изготовлены из прочного материала и очень удобные для ношения.

Причина этому – много моментов в человеческой жизни. Как правило, все приводит к отношению с родственниками. Точнее, к тому, что они получили от своих близких. После чего, люди решают сами, что им делать с имеющимся. Обучаться ли им тому, что недодали и получать новые навыки или оставаться с тем, что у них имеются.

По какой причине так бывает?

Нередко появляется разочарование, когда люди сталкиваются с неоправданными ожиданиями. К примеру, они надеялись, что через некоторое время после обращения к психологу, еженедельно будут замечать перемены в своей жизни и периодически у них будет все меняться.

Или же они ждут, что после того, как начнут общаться с женщинами и их жизнь быстро поменяется – они заведут роман и женятся. При этом стоит учитывать, что у человека на протяжении всей жизни не было возможности общаться с людьми по некоторым причинам.

Наконец, человек может хотеть написать книгу и через некоторое время чувствует нежелание работать. Дело в том, что он, перечитав, начал ругать себя за ошибки, вместо того, чтобы корректировать их. В результате они перестают писать.

Подобных примеров много и при желании люди их могут вспомнить сами. Нередко в голове появляются вопросы, как так произошло, и на ум приходят различные обзывательства. Вот только прогресса в результате не бывает. Появляется только грусть и разочарование. Также присутствует тяжесть, которая забирает всю энергию.

Появляется вопрос, что является причиной подобного поведения. Все идет из детства. При развитии дети смотрят на реакцию родителей, потому что они авторитет для него. Если же родители не оценивают старания детей, то и возникает подобное поведение.

Знакомство с родителями невесты - как себя вести
Настало время познакомиться с родителями своей девушки? Если у вас се...

Казино Вулкан - статья
Современное заведение игрового бизнеса онлайн, «Вулкан», один из самых известных се...

Физиогномика - уши человека
Физиогномика лица - уши. Каждому из нас порой бывает заманчиво поскорее распо...

Как не избаловать ребенка
Как не избаловать ребенка, не лишая внимания?Многие мамы с младенчества стараются не приучать реб...

Как утром избавиться от перегара
Каждый человек знаком с такой ситуацией. Когда после шумной и веселой вечерин...

Как перестать зависеть от примет
Как бы вас не убеждали в обратном, но в приметы верит каждый человек. Просто не каж...

Как пережить финансовые трудности
В наше непростое время многие люди оказываются перед лицом финансовых трудносте...

Где речь шла, скорее, о требовательности к качеству собственной жизни. Сегодня я хочу подробнее остановиться на требованиях, которые мы предъявляем к людям – себе и окружающим. На мой взгляд, этот вопрос актуален всегда, потому что балансировать между завышенными и заниженными требованиями бывает непросто.

Что такое требовательность

Наверняка, вам приходилось слышать одно из выражений: «у нее высокие запросы» или «он слишком требователен», чаще всего эти слова употребляются с негативным оттенком, также как характеристика кого-то как «эгоиста». Но нам с вами известно, что – не просто норма, а необходимость, так же и с требовательностью, если правильно оперировать этим понятием. Требовательность – это высокий уровень требований , предъявляемых человеком к окружающим, качеству их поведения. Причем требования эти разносторонни – они апеллируют к , профессионализму людей, уровню их культуры и .

Требовательность считается одним из показателей , но только в том случае, если высокие требования человек предъявляет, прежде всего, к себе самому . Нетребовательный человек – тот, которому «и так сойдет», его не волнует качество проявлений и поведения окружающих, возможно, от невнимательности, возможно, из-за и высказать свои притязания.

Когда требовательность уместна:

  • Когда вы сами делаете то, чего требуете от окружающих.
  • Когда есть потенциальная возможность что-то изменить: нет смысла тратить силы на требовательность по отношению к безразличному вам человеку (например, хамоватому пассажиру метро), зато к своим близким нужно быть требовательным – учитывая, сколько времени вы проводите вместе, это действительно может изменить ситуацию.
  • Уровень требований должен соответствовать личности, которая перед вами: чем талантливее и перспективнее человек, чем он , тем выше требовательность по отношению к нему.
  • Проявлять требовательность стоит только в ключевых, принципиально важных моментах, например, предъявлять высокие требования к качеству выполняемой подчиненными работы – нормально, а вопрос, делают ли они ее дома или в офисе – не принципиален при соблюдении качественных стандартов.

Требовательность к себе , на мой взгляд – комплексное понятие, в которое включены и амбиции, и стремление к , и здоровая самокритичность. Она подразумевает постоянную работу над собой, но не исключает признания своих заслуг, гордости за собственные достижения. Психологи связывают требовательность к себе с сильной личностью, а отсутствие ее – с личностью слабой.

Слабые или низкие требования характерны для человека, который предпочитает выполнять указания, делать только то, что сказано – не больше и не меньше, это – пассивный тип личности, который предпочитает «сидеть тихо и не высовываться». К сильной личности нужно предъявлять сильные, высокие требования: ответственности, свободы действий, профессионального роста – это планка для ее развития.

Грамотная требовательность

Быть требовательным – настоящее искусство, если вы хотите, чтобы ваша требовательность шла на пользу и вам, и окружающим.

  1. Требовать можно только то, с чем человек способен справиться. Если вы хотите, чтобы десятиклассник с кучей троек поступил на престижный и сложный факультет, бесполезно требовать от него сиюминутных успехов и предъявлять ультиматумы. Начните с ним заниматься, наймите репетитора, помогайте ему развивать самодисциплину и веру в себя. Сначала вложите что-то, прежде чем требовать отдачи.
  2. Нельзя требовать от человека, чтобы он «пошел туда, не знаю куда» и принес оттуда, например, десять крупных заказчиков. Если вы не хотите, чтобы ваша требовательность была пустой, человек, от которого вы что-то требуете, должен четко представлять , как и что ему необходимо делать. Люди не умеют читать мысли, поэтому кричать мужу «будь романтичнее!» бесполезно, лучше спокойно объяснить, что именно вы считаете романтичным.
  3. Будьте готовы вместе с требовательностью оказывать людям поддержку , но не становитесь им костылем, помогайте только в трудных местах.
  4. Требовательность должна быть стабильной, а не разовой мерой. Однажды объявленную планку требований нудно поддерживать и повышать при необходимости. Во время учебы меня всегда веселило, что руководство университета начинало предъявлять требования к преподавателям и студентам раз в два года – аккурат за неделю до аттестации ВУЗа. К сожалению, это распространенная практика.
  5. Готовность применить силу . Кто-то может бросить вызов вам и вашей требовательности, и вы должны быть готовы проявить силу характера. Снимать или понижать свои требования под давлением нельзя, это называется «прогнуться» и не сулит ничего хорошего.

Я бы хотела еще раз сказать о требовательности к себе: не перегибайте здесь палку. Нам очень часто хочется быть совершенными во всем, но планка требований должна быть высока настолько, чтобы до нее можно было дорасти в этой жизни.