Развитие ребенка с 6 до 7 месяцев. Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев

Развитие малыша на 6 месяце

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Развитие ребенка от 6 до 7 месяцев Шесть месяцев назад, когда мама услышала первый крик своего малыша – ей совсем не верилось, что беззащитная кроха будет так быстро расти, становясь все более полноценным членом семьи.

Физиология седьмого месяца

Седьмой месяц – это и первый , и первый прикорм. Большинство детишек обзаводится нижним резцом именно в это время, но не стоит переживать, если этого не случилось. До года ребенку придется «вырастить» целых 8 зубов. Но скорость прорезывания – показатель индивидуальный, ничего не говорящий о здоровье. Посоветоваться с врачом нужно, если нарушается последовательность появления зубиков.

С полугода даже самым заядлым любителям грудного вскармливания начинают вводить прикорм. Тем, кто еще не был знаком ни с одним из продуктов, рекомендуют начинать с овощей или каш. Деткам, которые уже с четырех- и пятимесячного возраста расширяли свой рацион, на этом этапе можно попробовать ввести и мясные пюре.

Психология седьмого месяца

В своем развитии за полгода малыш проходит такой насыщенный путь, который взрослый человек не совершает уже до конца жизни. На седьмом месяце пора вносить воспитательные коррективы в жизнь ребенка. Сейчас он начинает осознавать, что каждое его действие находит ответную реакцию у старших. И поощрять плохое поведение не стоит. Зато с одобрением не надо бояться переборщить. Маленькому члену семьи важно знать, что хорошо, а что – не очень. И об этом ему рассказать могут только родители.

Усердствовать в «одергивании» и установке постоянных запретов нельзя. Уже сейчас мама и папа должны формировать свое отношение к растущему человеку. Ограничение свободы и режим «заключенного» — верная дорога к подавлению его любознательности и развитию агрессии в ответ на бесконечные замечания.

Новые навыки

    Активно совершенствуется ползание. Малыш уверенно двигается на четвереньках вперед и назад, выбирая интересное для него направление;
    Самостоятельно садится. Некоторые крохи еще некоторое время не овладеют этим навыком, но многие уже активно изучают мир из нового положения;
    Ребенок пытается вставать, цепляясь за перекладины кроватки. Особые крепыши к концу месяца могут даже сделать несколько шагов у опоры;
    Отличает окружающие предметы. Название вещей вокруг ему хорошо знакомы, если родители, конечно, об этом рассказывали. Так что он проворно схватит именно ту игрушку, которую его попросили.

Как проводить время с малышом

Ему любопытно все. Мама возьмет на руки – начнет хватать за уши и нос, вовсю веселясь. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии. Но и различные звуки его интересуют. Колокольчики, поющие куклы, различные шуршащие бумажки – все это сразу завладевает его вниманием.

Приходит постепенное понимание взаимодействия с игрушками. Малыш знает, что мяч надо катать, а колечки нанизывать на пирамидку (правда, порядок надевания он еще не соблюдает, восприятие размеров придет позже). От родителей по-прежнему требуется увлеченно повествовать обо всем, что происходит вокруг.

Главным для семимесячного малыша становится взаимодействие с предметами и испытание их функций. Мама и папа лучше всех смогут показать ему, что делать с игрушками, а ребенок вдохновенно будет подражать их поведению.

Грудной ребенок выглядит значительно созревшим: он может самостоятельно сидеть, двигает руками во все стороны. Многие движения еще неловкие, но, в основном, они выполняются с определенной целью. Ребенок играет с увлечением и сердится, когда ему мешают.

Он привык хорошо есть, и порядок дня протекает более регулярно.

Наиболее важным прогрессом является приобретение контроля над собственными движениями. Он всех поражает своей энергией и радостью, которую он проявляет в связи с малейшей деятельностью. Ребенок очень чувствителен к ласкам и похвалам окружающих. Он выражает свою радость не только мимикой, но и лепетом «на своем языке», криками и возгласами.

Питание грудного ребенка от 6 до 7 месяцев

Кормление грудью продолжается только факультативно, в зависимости от указаний врача педиатра, под наблюдением которого находился ребенок. Мы придерживаемся того мнения, что если ребенок развивается хорошо, следует продолжать кормить грудью 2-3 раза в день (утром, вечером и еще один или два раза в течение дня).

а) Обезжиренное или разбавленное молоко дается только «проблемным» детям под контролем врача или патронажной сестры. Для здоровых детей рекомендуется цельное коровье молоко или Lactosan 13,5 % (3 мерки по 4,5 г) +5 % сахара (неполная ложечка). Можно продолжать частично адаптированными препаратами (Aponti 2, Similac, Manasan, Ki-Na-neu, Robebi B, Humana 2, Humana baby fit, Milumil, Aletemil 2, Guigoz 2), или другим промышленным препаратом из сухого молока, содержащего 3,4-4 % жира и добавления (глюкоза, декстрин-мальтоза, мука из разных зерновых, витамины) или без них.

б) Количество молока на сутки должно равняться 500-700 мл. Грудной ребенок, который пьет много молока, в основном хорошо набирает вес, однако в результате одностороннего питания могут появляться признаки недостаточности.

Со временем эти дети становятся малокровными и восприимчивыми к инфекциям.

У детей, которых кормят только коровьим молоком, стул приобретает беловато-дымчатую окраску (в виде замазки) и дурной запах.

Густая пища

В овощное пюре добавляется - 4 раза в неделю - мясо (телятина, куриное, говядина, печенка), мелко размолотое, и 3 раза в неделю - целый желток.

На 7-м месяце важно, чтобы грудной ребенок получал печенку, мясо, желток, которые благодаря содержащемуся в них железо, предохраняют ребенка от анемии.

В нормальных условиях грудной ребенок обладает при рождении запасами железа, хватающими на 3-5 месяцев. Затем он получает железо из фруктов и овощей. Однако к этому возрасту запасы уже исчерпаны и необходимо доставлять железо посредством мяса и желтка.

Говядина, куриное мясо или печенка (куриная, телячья) отвариваются и пропускаются через мясорубку или миксер. Примешиваются 2-3 ложечки в овощное пюре, увеличивая количество до 4, а затем до 6-8 ложечек.

Ребенку нельзя давать более жирное мясо (свинина, утиное, гусиное мясо, сало от ветчины), так как оно трудно переваривается. Если ребенок не принимает мяса, следует отложить прием на несколько дней и попробовать давать другой сорт мяса или печенку.

Если грудной ребенок упорно отказывается принимать мясо или желток, следует посоветоваться с врачом, чтобы получить должные указания, как добиться «обманывания» грудного ребенка, чтобы он принимал эти весьма ценные продукты для предупреждения анемии; при необходимости можно прибегнуть к медикаменту, содержащему железо.

а) Количество плотной пищи не должно превышать вначале 150- 175 г, а затем порция увеличивается до 200-250 г ежедневно. Лучше начинать с малых порций, которые грудной ребенок принимает с удовольствием.

Начиная с этого возраста, грудные дети смакуют пищу и глазами. Мать должна заботиться о том, чтобы еда имела приятный вид, хороший вкус и подавалась всегда в одной той же чашке.

б) Жевательные движения появляются у большинства грудных детей между 6 и 10 месяцами. Когда у грудных детей начинаются жевательные движения, надо пытаться давать им более плотную пищу. Овощи уже не протираются, а измельчаются вилкой. Позже, овощи режутся на мелкие кусочки; таким образом, облегчается переход на нормальное питание.

Очень важно прибавлять плотную пищу, как только грудной ребенок соглашается ее принимать, так как дети, которых продолжают кормить протертой пищей, несмотря на то, что они могли бы их жевать, кончают тем, что отказываются долгое время от всего, что не протирается через сито.

Некоторые грудные дети начинают сами хватать еду пальцами, чтобы сосать и комкать ее. Это является прекрасным упражнением для будущего использования ложечки.

Ребенок, которому никогда не разрешают есть пальцами, не будет никогда иметь желание пользоваться ими. Вначале он запачкает руки, лицо, волосы, окружающие предметы, но, как известно, всякое начало трудное.

Для грудного ребенка это новый этап в покорении окружающей среды и самостоятельности. Ему можно давать иногда бисквит или корку хлеба, но это не должно заменять очередное кормление. Цель состоит в том, чтобы у ребенка было что-нибудь погрызть, когда прорезываются зубы. Когда корка хлеба размякает или падает на пол, ее надо заменить другой.

Изредка ребенку можно давать немного хлеба с маслом.

Родителям новорождённого будет полезно узнать, . Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь , какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит , каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет . Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного , всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Из статьи детского доктора родители смогут узнать, как правильно и как готовить пюре из разнообразных овощей.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребёнка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Рассмотрим, что же малыш умеет, чувствует, видит, слышит на определенном этапе своего развития.

В 6 месяцев малыш осваивает язык жестов, и в этом ему понадобится ваша помощь: позовите его, спрятавшись от его взора - он начнет вертеть головкой, пока своими “бусинками” не отыщет вас. Звуки для малыша приобретают в это время особый смысл: звук открывающейся двери “говорит” ему, что кто-то пришел и нужно обернуться, чтобы посмотреть, не мама ли это.

В полгода излюбленным занятием малышей является перекатывание с животика на спинку и обратно; они с огромным энтузиазмом пытаются садиться, опираясь всего на одну руку, а многие малыши начинают пробовать ползать. Если раньше малыш выбирал, какой игрушкой заняться в первую очередь, то сейчас он может взять по игрушке в каждую руку и, если захочет, будет перекладывать их из одной ручки в другую.

Рубеж полугода становится важным моментом в жизни малыша: он начинает учиться есть с ложечки, а точнее, тренироваться снимать с нее пищу губами. Ощущения малыша в виде красок, звуков, запахов сливаются воедино: теперь зеленая травка, солнышко, ветерок ассоциируются у него с прогулками; а белое, пушистое, теплое – с игрушечным зайкой. Если раньше он воспринимал людей “по частям“, т.е. не “складывал” лицо, губы, голоса, руки в образ одного человека, то сейчас у него происходит воссоединение цельного образа.

В конце первого полугодия малыш подрастет на 2 см, прибавив в весе 500-600 г.. В 7 месяцев малыш запоминает лица знакомых ему людей и с радостью их приветствует. У него развивается чувство объема - малыш может оценить, поместиться ли понравившаяся ему игрушка в одной руке или ее нужно взять двумя; он понимает разницу между пирамидкой, шариком или кубиком; он четко понимает, когда его хвалят, а когда ругают.

Голосом мамы теперь малыш может “любоваться” часами: он с радостью послушает песни, сказки, стихи в ее исполнении. Если вы попросите малыша найти машинку, он начнет оглядываться и искать ее глазами. В 7 месяцев малыш целыми днями лепечет: он с таким усердием произносит “ма-ма”, “бя-бе”, что родители начинают думать о том, что их кроха начал говорить! Даже если кроха скажет заветное “мама”, это не говорит о том, что этим словом он обращается конкретно к вам, скорее – к себе.

В 7-месячном возрасте малыш уже хорошо сидит, осваивает привычное для него ползание, а некоторые детки даже пытаются встать. Несмотря на то, что малыш пробует пить из чашки, все-таки в этом возрасте без слюнявчика вам не обойтись.

Поскольку малыш “обладает” и умеет пользоваться целой гаммой эмоций, то понять настроение малыша взрослым не составит труда. Умение ползать открывает перед малышом новые горизонты: обнаружив листы бумаги или газету, он начинает рвать их на клочки, а дотянувшись до комода - яростно открывать и закрывать его ящики.

Как правило, энергия малыша в этом возрасте направлена на разрушение, а чтобы направить ее в созидательное русло, вам поможет простая игра: займите малыша поиском игрушек (попросите его об этом), которые лежат на достаточном расстоянии от него (желательно, если это будут простые и яркие игрушки, как пирамидка, мячик или кубик).

К концу 7 месяца малыш вырастит на 1-1,5 см, прибавив 400-500 г.