Что делать, если ребенок рассеянный и невнимательный. Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям Как бороться с невнимательностью ребенка в школе

Очень часто, воспитатели и учителя жалуются родителям своих учеников, что их дети не способны сосредоточиться, постоянно отвлекаются и не могут выполнить ни одного задания от начала и до конца. Да и сами родители отмечают, что их ребёнок вечно витает в облаках, не замечая порой о чём ему говорят, буквально не видя и не слыша ничего вокруг.

Родители понимают, что у ребёнка рассеянное внимание, их это расстраивает и они начинают искать способы, как побороть рассеянность. При этом, чаще всего, родители прибегают к самым странным и не результативным мерам – они отчитывают и нравоучают, а то и вовсе, наказывают ребёнка.

Никакого эффекта эти действия произвести не могут. Во-первых, рассеянный ребёнок не способен выслушать и воспринять длинную лекцию о том, что нельзя быть рассеянным, а во-вторых, рассеянность не является провинностью, которую можно взять и устранить просто потому, что родители так сказали.

РЕБЕНОК РАССЕЯННЫЙ ЧТО ДЕЛАТЬ

Прежде всего необходимо проанализировать режим дня ребёнка : хорошо ли он ест и высыпается, не переутомляется ли. У ребёнка рассеянное внимание может быть вызвана банальной усталостью.

Итак, почему ребёнок рассеянный:

Особенности нервной системы и характера. Чаще всего рассеянность является следствием характера ребёнка. Ребёнок легко переходит от действия к действию имея подвижную нервную систему и долго вникает в проблему, а также отличаются неустойчивостью внимания при инертной нервной системе.

Если ребёнок часто болеет, все силы организма уходят на восстановление здоровья, совершенно не оставаясь для концентрации внимания. Тоже самое происходит, если ребёнок переутомляется.

Отсутствие мотивации . Если же рассеянность распространяется лишь на определённые действия, например на учёбу, это означает, что ребёнку не интересно это занятие и он считает его не важным для себя. В таком случае также нет смысла ругать или наказывать ребёнка, правильнее будет объяснить ему роль учёбы в жизни человека, как важно быть образованным для будущей жизни и то, что образованные люди вызывают большое уважение и могут добиться очень много.

Рассеянность и невнимательность , это не приговор, всё это можно устранить, но не наказанием, а тренировкой, тем более что когда ребёнок рассеянный что делать давно известно. Родителям необходимо помочь своему ребёнку тренировать своё внимание, а способов для этого сейчас очень много.

Способы борьбы с рассеянностью

Настольные игры . Собирание мозаик и паззлов очень увлекательный процесс, требующий серьёзной концентрации внимания. Если привлечь к этому занятию рассеянного ребёнка и заинтересовать его, то он быстро соберётся и сосредоточится.

Созерцание . На природе можно наблюдать с ребёнком за облаками, птицами, бабочками и т. д. Всё это требует сосредоточенности и концентрации, при этом дети очень любят наблюдать за живой природой и различными природными явлениями.

Рабочая обстановка . Нельзя ставить стол для занятий рядом с окном, иначе ребёнок неизбежно будет постоянно отвлекаться от занятий. Когда ребёнок занимается, в доме должна быть тишина.

Тренировка памяти . Обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультика, заставит ребёнка вспоминать события, концертируя внимание и напрягая память.
Таким образом, можно помочь если у ребёнка рассеянное внимание справиться с его рассеянностью и развить полезные навыки.

http://razvitiedetei.info/obuchenie-i-vospitanie/rebenok-rasseyannyj-chto-delat.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое…

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью - нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы , возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности , когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания , проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:


Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность . И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением , и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики , к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода , который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях , а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств , способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин ), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут ).

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность , которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом - обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость , и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов , будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия . Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Синдром рассеянного внимания - частая проблема , актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным ? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!


Популярное на сайте

Мечта любого родителя - здоровый, активный ребенок , который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша - невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3- 5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье - еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка - выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания - прямой путь к пятеркам . Основная причина рассеянности младшеклассника - недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка , нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка .

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом - нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н », на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь ».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями - ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса - бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает - не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника - поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка .

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты - его штурман . Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит на столе газовая плита, в стакане - свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.

На что влияет внимание?

  1. На восприятие. При отвлекаемости взгляды детей не фиксируются на предмете, а хаотично перескакивают с одного объекта на другой. Такое поверхностное восприятие приводит к ошибкам узнавания, поэтому представления об окружающем мире не обладают полнотой и целостностью.
  2. На память. Маленький ребенок непроизвольно запоминает многое из того, что он видит или слышит. Ненужная информация потом отфильтровывается. Однако рассеянным ребятишкам требуется инструкция, но и с ней они не всегда вспоминают требуемые фразы или картинки.
  3. На речь и мышление. Из-за невнимательности слова не объединяются в структуру, не несут за собой устойчивое значение, поэтому дети путают похожие по смыслу понятия. Все это приводит к непониманию причинно-следственных связей, неумению обобщать, находить сходства и различия.

Итак, внимательность очень важна для будущего ученика. Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • вашему отпрыску сложно заниматься чем-то одним продолжительное время;
  • любое движение, музыка, даже негромкий звук его отвлекают;
  • несмотря на старание, постоянно ошибается;
  • ему трудно найти и исправить сделанные недочеты;
  • он с трудом пересказывает короткую историю;
  • из-за множественных неудач ему неинтересны задания, связанные с оцениванием, поэтому он предпочитает компьютерные игры или обыкновенную возню с приятелями.

Причины рассеянного поведения детей

Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.

  1. Немаловажную роль играет особенность нервной системы. Холерик может отвлекаться из-за того, что ему хочется сделать сразу много вещей в одну и ту же секунду. Меланхолики же, наоборот, медлительны и зачастую испытывают сложности при переключении внимания.
  2. Ослабленный организм и болезненное состояние также могут вызвать невнимание у малыша. Низкий уровень гемоглобина, пониженное артериальное давление, головные боли, инфекционные заболевания и даже банальная простуда – все эти факторы приводят к рассеянности, зачастую протекая незаметно для родителей.
  3. Иногда такой недостаток внимания проявляется только в определенных видах деятельности, например, при изучении иностранного языка или при обучении чтению. Это означает, что вашему чаду не нравятся подобные занятия или он еще слишком мал для этого.

Что делать?

Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.

  1. С раннего возраста учите младенца фокусировать взгляд на предметах. Динамичные игрушки, мамино зеркальце и, в конце концов, лица родных могут надолго вызывать интерес крохи.
  2. Собирание пазлов, мозаики или лото – очень увлекательные настольные игры, которые требуют от дошкольников некоторой концентрации. Не просто дайте малышу коробку с головоломкой, а присядьте рядом, покажите, как можно сложить изображение или построить из конструктора целый город. Затем передайте инициативу сыну или дочке – пусть самостоятельно выполнит задание.
  3. Выкладывайте в ряд несколько мелких безделушек (игрушки, пуговицы, бусинки), постепенно увеличивая их количество. Ваш отпрыск должен догадаться, что вы спрятали за спину или поменяли местами. Также пригодятся задания «Найди различия» или «Лабиринты».
  4. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, выезжать в лес. Обсуждайте увиденные природные явления: как поют птицы, желтеют листья, распускаются цветы, шумит ветер в деревьях. Обычное созерцание поможет развить в ребенке наблюдательность.
  5. Обсуждайте прочитанные сказки или просмотренный мультфильм, освежая в памяти сюжетные линии, поступки главных героев, необычные детали.
  6. Обеспечьте школьнику рабочую атмосферу дома и в классе. Уберите стол от окна, чтобы у него не возникало соблазна разглядывать людей и машины на улице. Во время выполнения домашних заданий выключайте телевизор и компьютер. Попросите учителя пересадить на первую парту, чтобы ребенок не витал в облаках на «камчатке».
  7. Проанализируйте режим дня первоклашки. Не загружайте излишними занятиями, секциями, спортивными кружками. Проследите, чтобы он высыпался и получал необходимые витамины.

Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.

Фото: Gennadiy Poznyakov/Rusmediabank.ru

Хорошая память, умение сконцентрироваться, внимательно слушать – все это необходимо для успешной учебы в школе. Однако дети часто страдают от невнимательности и рассеянности. И это приводит к неправильно выполненным заданиям и ухудшению показателей учебы в целом. Как исправить эту ситуацию?

Причины невнимательности

Как проявляется ? Обычно можно заметить следующие признаки:
ребенок испытывает трудности при изложении информации;
найти и исправить ошибки очень трудно;
тяжело даются текстовые математические задачи;
посторонние звуки сразу отвлекают от конкретной задачи;
ребенок не может установить причинно-следственную связь.

Если вы увидели один или два признака, значит, школьнику необходимо помочь. Сам он не в состоянии решить эту проблему.

Почему ребенок рассеян и не сконцентрирован? Причин может быть много. Вот основные из них:

слабое здоровье – организм борется с вирусами и сил на удержание внимания уже не хватает;
с гиперактивностью – ребенку с таким диагнозом трудно сосредотачиваться на чем-то долгое время;
большие эмоциональные и физические нагрузки – чем больше ребенок устает, тем меньше контролирует свое внимание;
в семье негативная эмоциональная обстановка – родители спорят и ругаются, и это отрицательно сказывается на школьнике;
ребенок не заинтересован в учебе – ему скучно, ведь есть много других интересных занятий;
у детей слабая нервная система – ребенок из-за этого не способен быстро переключаться и концентрироваться на каком-то виде деятельности;
родители не создают рабочую обстановку для ученика – нет своего стола, ребенка часто отвлекают разговорами.

Все это можно постараться исправить, но придется приложить немало усилий.

Как помочь ребенку?

Конечно, если ребенку поставлен диагноз – СДВГ, то необходима консультация специалиста. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации, которые помогут справиться с проблемой.

Если школьник часто болеет, значит, необходимо . Правильное питание, режим отдыха и учебы, закаливание, частые прогулки – вот, что поможет ребенку стать более крепким и здоровым. Что касается других причин невнимательности, тут нужны другие действия.

Прежде всего, родители должны уделять ребенку больше внимания. Постарайтесь понаблюдать за тем, как школьник готовит домашнее задание, научите его проверять работу, помогайте ему в сложных моментах. Делайте все это доброжелательно, не критикуйте и не ругайте ребенка постоянно. Это только усугубит проблему. Если у школьника нет интереса к учебе, необходимо любыми путями привить этот интерес. С младшими учениками это сделать легко – рассказывайте что-то интересное про литературу, язык, математику и другие предметы. Если ребенок увидит, что урок – это не просто скучное выполнение заданий, но и получение новой занимательной информации, ему захочется учиться.

Очень полезно составить план выполнения уроков и режим дня. Это поможет ребенку лучше ориентироваться во времени, не отвлекаться на посторонние дела и более ответственно относиться к своим задачам. Составляйте режим дня и план вместе с ребенком, учитывайте его мнение.

Важно подготовить рабочее место ребенка. У школьника должен быть свой письменный стол, все лишнее необходимо с него убрать – игрушки, книги, телефон. И, конечно, следует создать рабочую обстановку, чтобы ученика ничего не отвлекало – телевизор, телефон, компьютер, разговоры.

Спокойный домашний климат – еще один важный момент в решении проблемы. Общение должно быть доброжелательным, спокойным, избегайте ссор и выяснения отношений при ребенке.

Все эти советы помогут выработать ответственность и развить желание учиться.

Игры для внимания и памяти

А еще обязательно нужно играть в специальные игры, которые тренируют память, способствуют концентрации внимания.

Вот несколько полезных игр:
собирание пазлов;
игра с буквами – составить из длинного слова много коротких слов;
игры в шахматы и шашки;
игра – найди предмет. Необходимо выложить пять-семь предметов, ребенок должен их запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен узнать, что пропало;
различные лабиринты и логические цепочки;
игра – «съедобное-несъедобное» (игра с мячиком);
различные детские карточные игры;
игра – на двух похожих рисунках.

Таких игр очень много в детских журналах. Хотя можно придумывать их и самостоятельно. Полезно также учить наизусть стихи, искать в тексте ошибки, описывать картину, используя как можно больше слов.

Главное, заниматься с ребенком систематически, поощрять за успехи в школе и просто за старание, ведь оценки не сразу улучшатся.